Новости
  • Новости
  • Валерий Иванов: «Медиаобразование нужно интегрировать во все школьные предметы»
Фото: knukim.edu.ua

Валерий Иванов: «Медиаобразование нужно интегрировать во все школьные предметы»

Републикация Версия для печати

«Начиная литературой и информатикой и заканчивая физкультурой – медиаобразование нужно интегрировать во все школьные предметы», – считает Валерий Иванов, президент Академии украинской прессы.   

О том, как этого достичь, говорили 16-17 апреля на конференции «Практическая медиаграмотность: международный опыт и украинские перспективы», организованной АУП при поддержке MYMEDIA. На нее съехались более ста педагогов, ученых, медиаэкспертов со всей Украины, чтобы поделится опытом внедрения медиаграмотности в школьное и внешкольное образование.

А делится есть чем. Экспериментальный этап запуска медиаобразования стартовал в Украине еще в 2010 году. За это время 120 школ поучаствовало в проекте – запустили уроки по медиаграмотности для старшеклассников и факультативы. Минобразования разработало учебные программы и выпустили учебники для школ и колледжей, пособие для самообразования взрослых и курс для преподавателей. Он сейчас читается во всех учреждениях, где учителя проходят курсы повышения квалификации. Последнее очень важно.

Ведь одно из главных препятствий на пути к внедрению медиаобразования в школах – отсутствие кадров, которые могли бы этот предмет преподавать

Во всех этих процессах АУП принимала активное и непосредственное участие. Из последнего –  перевод американского учебника, который объясняет, как интегрировать медиаобразование в другие предметы. В конце апреля 2015 Академия презентует масштабное исследование «Состояние внедрения медиаобразования в школах Украины», а в мае проведет тренинг для библиотекарей «Практическая медиаграмотность».

«Мы хорошо знаем, как система медиаобразования работает в Северной Европе, Германии и хотели бы сделать такую же систему и в Украине, но тут не обойтись без помощи Министерства образования и науки. Технических проблем пока нет», – утверждает Валерий Иванов.

Некоторые участники конференции настроены более пессимистично.  Например, Светлана Горная, руководитель Европейской исследовательской ассоциации, в комментарии изданию Mediasapiens сказала, что Минобразования не особо поддерживает внедрение медиаграмотности в школах. Все на плечах педагогов и общественных организаций и сводится к их личной инициативе.

Государство нужно подталкивать к активным образовательным реформам, считает еще один участник конференции, Александр Мокрогуз, доцент Черниговского института последипломного педагогического образования. Подобные конференции важны не только для самих преподавателей, который могут на них обменяться опытом и идеями, но и для реформации украинского медиаобразования в целом.

Открытие конференции, фото - АУП, Mediasapiens

 «В конце этой конференции будет принята резолюция, которая будет направлена в Министерство образования и Национальную академию наук. Так преподаватели получат возможность донести свои потребности и идеи до власти, для того чтобы потом она их поддержала», – рассказывает Александр Мокрогуз.

«После Летней школы по медиаграмотности я очень загорелась, исписала все блокноты и начала пробовать новые методы в своем лицее», – делится Анна Новицкая, преподаватель курса «Медиакультура» Николаевского экономического лицея. – «Каждый год я с нетерпением жду этой конференции. У преподавателей есть такое понятие, как профессиональное выгорание. Мне очень не хочется превращаться в “перегоревшую” учительницу – потому эта конференция для меня, как глоток свежего воздуха. Я уже запланировала минимум 12 инноваций для своего класса».

Елена Куценко, методист «Крымского киномедиацентра», главным достоинством конференции также считает творческий импульс и обмен опытом: «Несмотря на то, что я уже больше 20 лет занимаюсь медиаобразованием, всегда получаю импульс творчества от своих коллег. У каждого педагога свой творческий потенциал, а на конференциях происходит обмен мнениями и идеями, которые можно брать себе на вооружение». При этом перемена политической ситуации в Крыму никак не поубавила преподавательского энтузиазма Елены.

Основной же проблемой участники конференции называли недостаток учебных часов на медиаграмотность: в большинстве школ такой предмет вообще не стоит в учебном плане, и преподавателям приходится придумывать, как дать детям необходимые навыки во внеурочное время.

«Хотелось бы, чтобы государство серьезно обратило на нас внимание, а не отмахивалось, и дало хотя бы час-два в неделю на проведение полноценных уроков», – говорит Татьяна Челомбитько, учитель мировой литературы Харьковской гимназии № 14. – «Например, я не веду медиаобразование как отдельный предмет, применяю его лишь во внеклассной работе. Полноценные уроки нам нужны для того, чтобы у детей сложилось не урывчатое, а целостное представление о том, что такое медиа, как с ними работать и как самостоятельно замечать манипуляции».

Комментарии

Републикация
Закрыть
Правила републикации материала
  • 1MYMEDIA приветствует использование, перепечатывание и распространение материалов, опубликованных на нашем сайте.
  • 2Обязательным условием использования материалов MYMEDIA является указание их авторства, ресурса mymedia.org.ua как первоисточника и размещение активной ссылки на оригинал материала на нашем сайте.
  • 3Если републикуется лишь часть материала, это обязательно указывается в тексте.
  • 4Не допускаются изменения содержания, имен или фактов, наведенных в материале, а также другие его трансформации, которые влекут за собой искажение смысла и замысла автора.
  • 5MYMEDIA оставляет за собой право в любое время отозвать разрешение на использование материала.

«Начиная литературой и информатикой и заканчивая физкультурой – медиаобразование нужно интегрировать во все школьные предметы», – считает Валерий Иванов, президент Академии украинской прессы.   

О том, как этого достичь, говорили 16-17 апреля на конференции «Практическая медиаграмотность: международный опыт и украинские перспективы», организованной АУП при поддержке MYMEDIA. На нее съехались более ста педагогов, ученых, медиаэкспертов со всей Украины, чтобы поделится опытом внедрения медиаграмотности в школьное и внешкольное образование.

А делится есть чем. Экспериментальный этап запуска медиаобразования стартовал в Украине еще в 2010 году. За это время 120 школ поучаствовало в проекте – запустили уроки по медиаграмотности для старшеклассников и факультативы. Минобразования разработало учебные программы и выпустили учебники для школ и колледжей, пособие для самообразования взрослых и курс для преподавателей. Он сейчас читается во всех учреждениях, где учителя проходят курсы повышения квалификации. Последнее очень важно.

Ведь одно из главных препятствий на пути к внедрению медиаобразования в школах – отсутствие кадров, которые могли бы этот предмет преподавать

Во всех этих процессах АУП принимала активное и непосредственное участие. Из последнего –  перевод американского учебника, который объясняет, как интегрировать медиаобразование в другие предметы. В конце апреля 2015 Академия презентует масштабное исследование «Состояние внедрения медиаобразования в школах Украины», а в мае проведет тренинг для библиотекарей «Практическая медиаграмотность».

«Мы хорошо знаем, как система медиаобразования работает в Северной Европе, Германии и хотели бы сделать такую же систему и в Украине, но тут не обойтись без помощи Министерства образования и науки. Технических проблем пока нет», – утверждает Валерий Иванов.

Некоторые участники конференции настроены более пессимистично.  Например, Светлана Горная, руководитель Европейской исследовательской ассоциации, в комментарии изданию Mediasapiens сказала, что Минобразования не особо поддерживает внедрение медиаграмотности в школах. Все на плечах педагогов и общественных организаций и сводится к их личной инициативе.

Государство нужно подталкивать к активным образовательным реформам, считает еще один участник конференции, Александр Мокрогуз, доцент Черниговского института последипломного педагогического образования. Подобные конференции важны не только для самих преподавателей, который могут на них обменяться опытом и идеями, но и для реформации украинского медиаобразования в целом.

Открытие конференции, фото - АУП, Mediasapiens

 «В конце этой конференции будет принята резолюция, которая будет направлена в Министерство образования и Национальную академию наук. Так преподаватели получат возможность донести свои потребности и идеи до власти, для того чтобы потом она их поддержала», – рассказывает Александр Мокрогуз.

«После Летней школы по медиаграмотности я очень загорелась, исписала все блокноты и начала пробовать новые методы в своем лицее», – делится Анна Новицкая, преподаватель курса «Медиакультура» Николаевского экономического лицея. – «Каждый год я с нетерпением жду этой конференции. У преподавателей есть такое понятие, как профессиональное выгорание. Мне очень не хочется превращаться в “перегоревшую” учительницу – потому эта конференция для меня, как глоток свежего воздуха. Я уже запланировала минимум 12 инноваций для своего класса».

Елена Куценко, методист «Крымского киномедиацентра», главным достоинством конференции также считает творческий импульс и обмен опытом: «Несмотря на то, что я уже больше 20 лет занимаюсь медиаобразованием, всегда получаю импульс творчества от своих коллег. У каждого педагога свой творческий потенциал, а на конференциях происходит обмен мнениями и идеями, которые можно брать себе на вооружение». При этом перемена политической ситуации в Крыму никак не поубавила преподавательского энтузиазма Елены.

Основной же проблемой участники конференции называли недостаток учебных часов на медиаграмотность: в большинстве школ такой предмет вообще не стоит в учебном плане, и преподавателям приходится придумывать, как дать детям необходимые навыки во внеурочное время.

«Хотелось бы, чтобы государство серьезно обратило на нас внимание, а не отмахивалось, и дало хотя бы час-два в неделю на проведение полноценных уроков», – говорит Татьяна Челомбитько, учитель мировой литературы Харьковской гимназии № 14. – «Например, я не веду медиаобразование как отдельный предмет, применяю его лишь во внеклассной работе. Полноценные уроки нам нужны для того, чтобы у детей сложилось не урывчатое, а целостное представление о том, что такое медиа, как с ними работать и как самостоятельно замечать манипуляции».

Копировать в буфер обмена
Подписаться на новости
Закрыть
Отписаться от новостей
Закрыть
Опрос
Закрыть
  • 1Какой стол вам нравится?*
  • 2На каком стуле вам удобнее сидеть?*
    На кресле
    На электрическом стуле
    На табуретке
  • 3Как вы провели лето? *