Статьи

Школа журналистики в Германии, работа на «Радио Ватикан» в Италии, изучение электронного правительства в Эстонии и международных организаций в Швейцарии – вот, как проводят лето стипендиаты MYMEDIA из Школы журналистики Украинского католического университета (УКУ).

Мы расспросили их о подробностях поездок, стажировок и работы, новом опыте и впечатлениях.

Анна Цупко, Школа журналистики Ostkurs в Германии

В Мюнхене прохожу 3-недельный интенсив для журналистов из Восточной Европы. Первая неделя посвящена новостям, поиску и проработке тем для статей, вторая – репортажу, третья – интервью, а один день будет посвящен теме фото в прессе.

Анна на экскурсии в баварской общественной ТРК
 
 
Наши преподаватели – немецкие журналисты лучших СМИ Германии (Spiegel, SueddeutscheZeitung). Сначала они дают теорию на реальных примерах из местной прессы, иногда – из скандинавской и британской, потом сразу же практика. Учиться достаточно сложно – все на немецком, пары с утра и до самого вечера.
 
Цель школы – прежде всего, научить главным принципам журналистики. Мы пишем материалы по каждому блоку – новости, статьи, репортажи и интервью, затем сразу же разбираем, правим ошибки. Однако, публиковаться в немецких СМИ вряд ли у кого-то из участников получится – немецкий мы все знаем хорошо, но писать на нем материалы пока крайне сложно.
 
Часто обсуждаем разницу в медийном ландшафте Украины и Германии. Главной проблемой медиа в Восточной Европе называют отсутствие свободы слова и цензуру, а вот для западноевропейской журналистики – чрезмерную толерантность и политкорректность, из-за которой журналистам порой даже приходится отказываться от освещения некоторых острых тем – например, беженцы, военный конфликт на Востоке Украины.
 
Интересно, что в Баварии печатные газеты сейчас читает 3,8 миллиона человек, 80% из которых – подписчики. Последние 8 недель на всех первых полосах – экономический кризис в Греции. С него начинаются практически все выпуски новостей. У местных журналистов даже есть шутка по этому поводу: «Только переход  Швайнтштайгера[Бастиан Швайнштайгер – бывший игрок футбольного клуба «Бавария» – Ред.] в “Манчестер Юнайтед” смог конкурировать с “греческой” темой. Мы сильно расстроились, но хотя бы смогли на этом заработать».
 

Алексей Коваленко, «Радио Ватикана» в Италии

Покрытие у «Радио Ватикана» очень большое – его слушают в 38 странах мира на 47 языках. Сама редакция очень профессиональная, но при этом технологически – далеко позади украинских ньюзрумов. Удивляли старые операционные системы и монтажные программы, отсутствие картридеров…Справиться с этими сложностями помогли местные журналисты, которые привыкли работать с такой техникой и показывали, что к чему.

Наш рабочий день длился до 15.00. В время мы готовились к интервью, тренировались в маленькой студии, мешали работать журналистам, расспрашивалиих о работе, наблюдали за ними. Но уже после трех мы были свободны – это время тратили на знакомство с Римом.

Алексей, Шон и Ольга - одногруппница Алексея и студентка школы журналистики УКУ
 

Еще, успели немного попутешествовать – посетил Неаполь и Флоренцию, правда, эти поездки длились по одному дню.

За время стажировки успел записать два нерадийных интервью – первое с отцом Андреем из общества Св. Эгидия о деятельности сообщества в Украине и за рубежом и мультикультурной жизни Рима.Второе – с Шоном-Патриком Лаветтом [руководитель англоязычной службы радио Ватикана – Ред.] о его пятилетнем опыте военной журналистики. Интервью будет полезно для тех, кто еще не решил, стоит ли ехать на Восток и становиться военкором.

Сам Шон записал для «Радио Ватикан» интервью со мной и моей одногруппницей, которая тоже проходит стажировку здесь, о ситуации в Украине и позиционировании страны в мировых СМИ, которое вышло на «Радио Ватикана». Это был мой первый опыт на радио «по ту сторону от микрофона», когда спрашиваешь не ты, а тебя.

Алексей дает интервью Шону для Радио Ватикана 
 

Евгения Резниченко, курс «Изучение международных организаций» в Швейцарии

Я проходила летний курс «Изучение международных организаций» в швейцарском университете Фрибурга. Он длился месяц и включал лекции экспертов, воркшопы и учебные визиты в международные организации в Женеве (ООН, ВТО, Международная Организация Труда, Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности) и Страсбурге (Европарламент, Европейский суд по правам человека, Совет Европы).

Это был не журналистский курс, он больше связан с международными отношениями и правами человека. Но для медийщиков очень важно разбираться в таких вещах, чтобы понимать контекст – о какой организации идет речь, каковы ее приоритеты, чем она реально занимается, что значат для Украины ее рекомендации. Целую неделю мы посвятили изучению Евросоюза – разбирались, почему он развивается так, а не иначе, и каковы перспективы интеграции для Украины.

В Совет Европы нам рассказали, что журналисты очень часто путают эту организацию с Евросоюзом. Довольно печально, но зато утешает, что не только украинские журналисты допускают глупые ошибки.

Евгения на экскурии в Совете Европы
 

Больше всего запомнился визит в офис Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Именно эта организация отвечает за внутренне перемещенных украинцев – но лишь за те вопросы, которые наше правительство не может решить самостоятельно. Оказывается, каждый год все программы этой организации финансируются в среднем на половину, но программы для Украины получают 100%-е финансирование, поскольку доноры (это в основном государства) в этом  заинтересованы.

В самой стране многие вещи показались необычными. Например, я знала, что Швейцария – нейтральное государство, где не было войны уже сотни лет. Но я никак не ожидала, что на улицах увижу людей в военной формечуть ли не больше, чем в Украине. Возможно потому, что швейцарцы служат в армии каждый год по 2-4 недели и студенты делают это летом – университет здесь не освобождает от армии.

Юлия Сосновская, летняя программа «Электронное самоуправление» в Эстонии

Темой электронного самоуправления я заинтересовалась в контексте урбанистики. Украинские города только в начале его внедрения, поэтому я решила узнать, как это делается правильно и нашла летнюю программу от Тартуского университета.

Эстония давно живет с ID-картами вместо паспортов, ходит на выборы не только оффлайн, но и в интернете, а любую справку получает без очередей и злых работниц госучреждений.

Стоимость курса была вдвое больше, чем год обучения в Школе журналистики УКУ, но эстонское Министерство иностранных дел выделило несколько стипендий, в том числе для Украины. Одной из них посчастливилось обладать мне.

Первую неделю мы провели в Таллинне,  на курсе собрались 25 студентов из Украины, Грузии, Дании, Канады, Германии, Беларуси, США, Нидерландов и других стран. Такими же разнообразными были и специальности экономисты, политологи, компьютерщики, социологи, парочка журналистов и даже преподаватель из Сингапура.

Юлия с интернациональной командой курса
 

Слушали лекции об истории Эстонии, строении информационной системы страны и многочисленные электронных сервисов для граждан. В министерстве экономики и коммуникаций рассказывали, что цифровые подписи сохраняют одну рабочую неделю в год, а департамент информационных систем не один, а при каждом министерстве. На занятиях говорили об идентичности, обсуждали разницу между участием и взаимодействием, доверие к власти и границы открытости информации. Кроме обучения, хватало временина исследование города – от старого центра в спальные районы.

Следующий неделя прошла в маленьком Тарту, где расположены основные корпуса университета, а студенты составляют пятую часть населения стотысячного города. Первые дни на этот раз были сверхсложные для меня, журналиста без глубокого технического бэкграунда – лекторы рассказывали о кибербезопасности и сложных протоколах, с которыми я так и не смогла разобраться.Близкой оказалась только тема кибервойн и вообще роли IТ в конфликтах. Впрочем, для коллег-немцев, изучающих компьютерные технологии, ничего необычного не было.

Последние два дня мы рассматривали много примеров сервисов, политических кампаний и взаимодействия с гражданами. Кроме того, за неделю должны были сами подготовить по два доклада: я писала о средствах киберзащиты в Бразилии и шагах к открытой демократии в Молдове.

Это был мой первый опыт зарубежной школы, и он себя оправдал. Вскоре еду еще на одну школу. На этот раз в Вену изучать мультимедийную журналистику.

 

 

Комментарии

Републикация
Закрыть
Правила републикации материала
  • 1MYMEDIA приветствует использование, перепечатывание и распространение материалов, опубликованных на нашем сайте.
  • 2Обязательным условием использования материалов MYMEDIA является указание их авторства, ресурса mymedia.org.ua как первоисточника и размещение активной ссылки на оригинал материала на нашем сайте.
  • 3Если републикуется лишь часть материала, это обязательно указывается в тексте.
  • 4Не допускаются изменения содержания, имен или фактов, наведенных в материале, а также другие его трансформации, которые влекут за собой искажение смысла и замысла автора.
  • 5MYMEDIA оставляет за собой право в любое время отозвать разрешение на использование материала.

Школа журналистики в Германии, работа на «Радио Ватикан» в Италии, изучение электронного правительства в Эстонии и международных организаций в Швейцарии – вот, как проводят лето стипендиаты MYMEDIA из Школы журналистики Украинского католического университета (УКУ).

Мы расспросили их о подробностях поездок, стажировок и работы, новом опыте и впечатлениях.

Анна Цупко, Школа журналистики Ostkurs в Германии

В Мюнхене прохожу 3-недельный интенсив для журналистов из Восточной Европы. Первая неделя посвящена новостям, поиску и проработке тем для статей, вторая – репортажу, третья – интервью, а один день будет посвящен теме фото в прессе.

Анна на экскурсии в баварской общественной ТРК
 
 
Наши преподаватели – немецкие журналисты лучших СМИ Германии (Spiegel, SueddeutscheZeitung). Сначала они дают теорию на реальных примерах из местной прессы, иногда – из скандинавской и британской, потом сразу же практика. Учиться достаточно сложно – все на немецком, пары с утра и до самого вечера.
 
Цель школы – прежде всего, научить главным принципам журналистики. Мы пишем материалы по каждому блоку – новости, статьи, репортажи и интервью, затем сразу же разбираем, правим ошибки. Однако, публиковаться в немецких СМИ вряд ли у кого-то из участников получится – немецкий мы все знаем хорошо, но писать на нем материалы пока крайне сложно.
 
Часто обсуждаем разницу в медийном ландшафте Украины и Германии. Главной проблемой медиа в Восточной Европе называют отсутствие свободы слова и цензуру, а вот для западноевропейской журналистики – чрезмерную толерантность и политкорректность, из-за которой журналистам порой даже приходится отказываться от освещения некоторых острых тем – например, беженцы, военный конфликт на Востоке Украины.
 
Интересно, что в Баварии печатные газеты сейчас читает 3,8 миллиона человек, 80% из которых – подписчики. Последние 8 недель на всех первых полосах – экономический кризис в Греции. С него начинаются практически все выпуски новостей. У местных журналистов даже есть шутка по этому поводу: «Только переход  Швайнтштайгера[Бастиан Швайнштайгер – бывший игрок футбольного клуба «Бавария» – Ред.] в “Манчестер Юнайтед” смог конкурировать с “греческой” темой. Мы сильно расстроились, но хотя бы смогли на этом заработать».
 

Алексей Коваленко, «Радио Ватикана» в Италии

Покрытие у «Радио Ватикана» очень большое – его слушают в 38 странах мира на 47 языках. Сама редакция очень профессиональная, но при этом технологически – далеко позади украинских ньюзрумов. Удивляли старые операционные системы и монтажные программы, отсутствие картридеров…Справиться с этими сложностями помогли местные журналисты, которые привыкли работать с такой техникой и показывали, что к чему.

Наш рабочий день длился до 15.00. В время мы готовились к интервью, тренировались в маленькой студии, мешали работать журналистам, расспрашивалиих о работе, наблюдали за ними. Но уже после трех мы были свободны – это время тратили на знакомство с Римом.

Алексей, Шон и Ольга - одногруппница Алексея и студентка школы журналистики УКУ
 

Еще, успели немного попутешествовать – посетил Неаполь и Флоренцию, правда, эти поездки длились по одному дню.

За время стажировки успел записать два нерадийных интервью – первое с отцом Андреем из общества Св. Эгидия о деятельности сообщества в Украине и за рубежом и мультикультурной жизни Рима.Второе – с Шоном-Патриком Лаветтом [руководитель англоязычной службы радио Ватикана – Ред.] о его пятилетнем опыте военной журналистики. Интервью будет полезно для тех, кто еще не решил, стоит ли ехать на Восток и становиться военкором.

Сам Шон записал для «Радио Ватикан» интервью со мной и моей одногруппницей, которая тоже проходит стажировку здесь, о ситуации в Украине и позиционировании страны в мировых СМИ, которое вышло на «Радио Ватикана». Это был мой первый опыт на радио «по ту сторону от микрофона», когда спрашиваешь не ты, а тебя.

Алексей дает интервью Шону для Радио Ватикана 
 

Евгения Резниченко, курс «Изучение международных организаций» в Швейцарии

Я проходила летний курс «Изучение международных организаций» в швейцарском университете Фрибурга. Он длился месяц и включал лекции экспертов, воркшопы и учебные визиты в международные организации в Женеве (ООН, ВТО, Международная Организация Труда, Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности) и Страсбурге (Европарламент, Европейский суд по правам человека, Совет Европы).

Это был не журналистский курс, он больше связан с международными отношениями и правами человека. Но для медийщиков очень важно разбираться в таких вещах, чтобы понимать контекст – о какой организации идет речь, каковы ее приоритеты, чем она реально занимается, что значат для Украины ее рекомендации. Целую неделю мы посвятили изучению Евросоюза – разбирались, почему он развивается так, а не иначе, и каковы перспективы интеграции для Украины.

В Совет Европы нам рассказали, что журналисты очень часто путают эту организацию с Евросоюзом. Довольно печально, но зато утешает, что не только украинские журналисты допускают глупые ошибки.

Евгения на экскурии в Совете Европы
 

Больше всего запомнился визит в офис Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Именно эта организация отвечает за внутренне перемещенных украинцев – но лишь за те вопросы, которые наше правительство не может решить самостоятельно. Оказывается, каждый год все программы этой организации финансируются в среднем на половину, но программы для Украины получают 100%-е финансирование, поскольку доноры (это в основном государства) в этом  заинтересованы.

В самой стране многие вещи показались необычными. Например, я знала, что Швейцария – нейтральное государство, где не было войны уже сотни лет. Но я никак не ожидала, что на улицах увижу людей в военной формечуть ли не больше, чем в Украине. Возможно потому, что швейцарцы служат в армии каждый год по 2-4 недели и студенты делают это летом – университет здесь не освобождает от армии.

Юлия Сосновская, летняя программа «Электронное самоуправление» в Эстонии

Темой электронного самоуправления я заинтересовалась в контексте урбанистики. Украинские города только в начале его внедрения, поэтому я решила узнать, как это делается правильно и нашла летнюю программу от Тартуского университета.

Эстония давно живет с ID-картами вместо паспортов, ходит на выборы не только оффлайн, но и в интернете, а любую справку получает без очередей и злых работниц госучреждений.

Стоимость курса была вдвое больше, чем год обучения в Школе журналистики УКУ, но эстонское Министерство иностранных дел выделило несколько стипендий, в том числе для Украины. Одной из них посчастливилось обладать мне.

Первую неделю мы провели в Таллинне,  на курсе собрались 25 студентов из Украины, Грузии, Дании, Канады, Германии, Беларуси, США, Нидерландов и других стран. Такими же разнообразными были и специальности экономисты, политологи, компьютерщики, социологи, парочка журналистов и даже преподаватель из Сингапура.

Юлия с интернациональной командой курса
 

Слушали лекции об истории Эстонии, строении информационной системы страны и многочисленные электронных сервисов для граждан. В министерстве экономики и коммуникаций рассказывали, что цифровые подписи сохраняют одну рабочую неделю в год, а департамент информационных систем не один, а при каждом министерстве. На занятиях говорили об идентичности, обсуждали разницу между участием и взаимодействием, доверие к власти и границы открытости информации. Кроме обучения, хватало временина исследование города – от старого центра в спальные районы.

Следующий неделя прошла в маленьком Тарту, где расположены основные корпуса университета, а студенты составляют пятую часть населения стотысячного города. Первые дни на этот раз были сверхсложные для меня, журналиста без глубокого технического бэкграунда – лекторы рассказывали о кибербезопасности и сложных протоколах, с которыми я так и не смогла разобраться.Близкой оказалась только тема кибервойн и вообще роли IТ в конфликтах. Впрочем, для коллег-немцев, изучающих компьютерные технологии, ничего необычного не было.

Последние два дня мы рассматривали много примеров сервисов, политических кампаний и взаимодействия с гражданами. Кроме того, за неделю должны были сами подготовить по два доклада: я писала о средствах киберзащиты в Бразилии и шагах к открытой демократии в Молдове.

Это был мой первый опыт зарубежной школы, и он себя оправдал. Вскоре еду еще на одну школу. На этот раз в Вену изучать мультимедийную журналистику.

 

 

Копировать в буфер обмена
Подписаться на новости
Закрыть
Отписаться от новостей
Закрыть
Опрос
Закрыть
  • 1Какой стол вам нравится?*
  • 2На каком стуле вам удобнее сидеть?*
    На кресле
    На электрическом стуле
    На табуретке
  • 3Как вы провели лето? *