Статьи
Соня Сотник, певица и ведущая утреннего шоу «Камтугеза» на Радио ROKS, рассказала на мастер-классе в Школе Журналистики УКУ, как делать утреннее шоу успешным. Мы записали 15 советов из её выступления, которые пригодятся теле- и радио ведущим. 
 
1. Главный секрет успеха утреннего шоу – подготовка. Причем с планами А, Б и С. Ваше шоу должно состоятся при любых условиях. Вы должны быть точно уверены, что можете закрыть эфир без музыки все 3 часа, или же закрыть его музыкой без эфира все 3 часа. Что бы ни случилось и как бы не повернулись обстоятельства. Если вы один раз подведёте аудиторию, она больше не вернётся. 
 
Всегда будьте готовы к тому, что с утра что-то может пойти не так. Например, вы приходите на работу в 6 утра и понимаете, что интернет отключили.
 
Информацию нужно сохранять в разных местах, и она должна быть распечатана заранее. Наш новостник печатает и верстает свой первый выпуск ещё дома, а продюсер отправляет информацию на 6 электронных ящиков. 
 
2. Если вам нечего сказать – отмените шоу. В истории Радио ROKS такое случилось однажды – после событий 20 февраля 2014 года [расстрела Небесной Сотни на Майдане]. Мы сняли эфир на целый месяц, потому что не понимали, как можем после того, что произошло, вести развлекательное утреннее шоу. 
 
3. Утреннее шоу должно быть только в режиме реального времени. Даже если вы куда-то уезжаете, не записывайте эфир заранее, лучше отмените его в принципе. Иначе оно будет выглядеть неестественно, и не будет соответствовать ритму аудитории. К тому же, с утра может случится что-то важное, что в корне поменяет план, и вы должны будете провести его совершенно не так, как готовились. 
 
Поэтому всегда нужно знать, какой была последняя и будет первая новость в эфире, и подстраивать под них свое поведение. Шутки в эфире перед новостью о 20 погибших будут выглядеть крайне неуместно. 
 
4. Знакомьтесь с аудиторией и изучайте её вкусы. Делать это нужно лично: проводить фокус-группы, опрашивать слушателей, что они хотят слышать. Зная, чем занимается ваша аудитория, проще построить с ней контакт. 
 
Важно говорить с людьми, потому что ваши предположения не всегда будут правильными. Сначала мы думали, что нашей аудитории (мужчины 35+) будет интересно говорить про политику, ведь когда-то рок ассоциировался со свободомыслием и различными политическими движениями. Но опросы показали, что им интересны только новости о музыке, и когда мы отступаем от темы, они недовольны. Для нас это стало открытием. 
 
И все же нужно проверять слова аудитории, иногда она не говорит правду. Например, наши слушатели утверждали, что им нравятся U2 и Гребенщиков, но когда мы их ставили, нас сразу переключали. Может, в теории им и нравится группа, но на практике слушать её не хотят. 
 
5. Важно полностью совпадать с утренним ритмом слушателя. Нужно очень хорошо знать, как живет, во сколько встает и что делает по утрам слушатель. Если это локальное радио где-нибудь в шахтёрском городке, то логично начинать его в 5.30, но если ваша аудитория встаёт в 7.30, то и шоу нужно начинать в это время.
 
Если хотите звонок от адекватного человека – не ставьте его раньше 7.30. В 9-ть уже тоже мало кто звонит, потому что большинство уже в офисе.
 
Последний звонок у Радио ROKS – 9.15. А если слушатели тусят по ночам в клубах, как у Kiss.fm, то скорее всего утреннее шоу вообще не нужно, и есть смысл вместо него вкладывать все ресурсы в вечернее шоу. 
 
6. Рутинность и системность важны. Ни в коем случае нельзя задерживать рубрики, иначе люди могут банально опоздать из-за этого на работу, потому что они привыкли делать определённые действия под ваши рубрики. Каждые несколько минут нужно напоминать слушателям о погоде и  времени. Обычно на это не обращают внимания, но если это убрать, публике станет некомфортно.  
 
7. Выращивайте звезду, которую можно заменить. Успешность утреннего шоу построена на личности ведущих. Но если они решают уйти, то важно сделать так, чтобы уникальность шоу осталась. 
 
Уход звезды – ситуация неоднозначная. С одной стороны, он может убить вашу радиостанцию, а с другой стороны, может подтолкнуть её стать ещё лучше. Так было с утренним шоу «Підйом» на Новом канале. Когда-то его ведущими были Маша Ефросинина и Юрий Горбунов, и шоу было успешным. Когда они ушли, его стали вести Александр Педан, Сергей Притула и Ольга Фреймут, и рейтинги просто взлетели. 
 
Kiss.fm в Лос-Анджелесе решили эту проблему так: они проанализировали потребности своей целевой аудитории «весёлых девочек» и собрали из них образы ведущих, под которых уже искали конкретных личностей. Девочки хотели видеть в роли ведущего холостого, симпатичного «старшего брата» и знающую все последние сплетни «старшую подружку».  Шоу имело невероятный успех, потому что полностью отвечало запросам своей аудитории. 
 
8. Оставляйте зацепки. Думайте о том, что запомнится, что слушатели будут пересказывать друг другу на работе, что захотят прослушать ещё раз или дослушать завтра. 
 
Sonia Sotnik, Radio Roks
 
 
9. Заботьтесь об аудитории. Утреннее шоу может стать для слушателя или спасением, или большим раздражением. Помните, что большинство людей не любит рано просыпаться, поэтому с утра нужно быть очень аккуратным, и подкрадываться в их утро на цыпочках босыми ножками. 
 
Зная, во сколько ваши слушатели завтракают, когда за рулём, а когда – заходят в офис, постарайтесь не ставить в это время телефонные звонки, чтобы не отвлекать их от важных дел. Мы просим нашу аудиторию парковаться перед тем, как звонить нам, чтобы избежать ДТП. 
 
Интересуйтесь своей аудиторией и их проблемами. Почаще общайтесь с «нормальными людьми»: не медийщиками, актёрами и «творческими личностями», а вашими соседями, водителями автобусов и такси. 
 
10. Давайте только релевантную информацию. О том, что случилось, пока ваши слушатели спали,  что случится сегодня и что случилось вчера, но только в том случае, если это ещё как-то влияет на их сегодняшнюю жизнь. 
 
Обычно, актуальные темы отбираются заранее. Но многие темы появляются за те 10 минут, пока вы доезжаете на работу. Например, ваш дворник заболела, и коммунальная служба никого не прислала на замену, поэтому двор стоит неубранный. Можете обсудить с публикой, у всех ли так, и что делать в таких случаях. 
 
11. Имейте редактора, который будет помогать вам составлять рубрики, новостную повестку, выручать в случае горячей новости, и оценивать ваше звучание в эфире. Иногда ведущим кажется, что то, что происходит у них в студии, очень смешно, и они от смеха просто падают на пульт, а слушателям вообще ничего не понятно. Редактор может выступать «взглядом со стороны», анализировать удачные и неудачные моменты. 
 
12. Не ошибайтесь. Слушатели не прощают ошибок. Лучше скажите, что забыли, и попросите публику подсказать. Среди слушателей обычно есть множество экспертов в вашей теме. Слушатели Радио ROKS – эксперты в рок-музыке. Если мы нечаянно ошибёмся с номером трека или годом выпуска альбома, через 5 секунд на электронной почте появляется ряд гневных сообщений с криками «Фу-у». А вот если мы попросим аудиторию напомнить нам год, то за те же 5 секунд появляется ряд информационных справок с описанием, ссылками, картинками.  Ваши слушатели – помощники, цензоры и семья.
 
13. Дружите с другими ведущими, командой и директором. Тогда вы будете все время в курсе того, что происходило на радио, пока вас не было. Ведущие других шоу будут делать на вас ссылки в своих эфирах, давать анонсы ваших программ и даже приходить к вам в гости в эфир. Директор – это ваши деньги. Он иногда даёт нагоняй, иногда направляет в другое русло. 
 
14. Будьте искренни. Если вам неинтересна тема, то лучше подумайте, как ее поменять или выкиньте вообще. Отдайте её тому, кому она интересна. Но игнорировать горячие темы нельзя, даже если они вас не интересуют. В таком случае можно упомянуть, что все обсуждают вот это, но вы не хотите. Однако сказать об этом необходимо. 
 
Быть собой – это самое сложное, но самое важное. Играть роль – очень сложно.
 
Поэтому лучше найти ведущего под конкретные параметры и задачи, чем натаскивать их для исполнения ролей. Искусственные персонажи работают редко. 
 
15. Тренируйте концентрацию и выдержку. Независимо от того, что случилось в вашей личной жизни – влюбились, напились, поссорились с близкими или плохо себя чувствуете – вы не имеете права срываться на слушателях. Мы с напарником можем ссориться до такой степени, что часами не разговариваем вне эфира. Но в эфире мы должны вести себя, как ни в чём не бывало. 
 
 

Комментарии

Републикация
Закрыть
Правила републикации материала
  • 1MYMEDIA приветствует использование, перепечатывание и распространение материалов, опубликованных на нашем сайте.
  • 2Обязательным условием использования материалов MYMEDIA является указание их авторства, ресурса mymedia.org.ua как первоисточника и размещение активной ссылки на оригинал материала на нашем сайте.
  • 3Если републикуется лишь часть материала, это обязательно указывается в тексте.
  • 4Не допускаются изменения содержания, имен или фактов, наведенных в материале, а также другие его трансформации, которые влекут за собой искажение смысла и замысла автора.
  • 5MYMEDIA оставляет за собой право в любое время отозвать разрешение на использование материала.
Соня Сотник, певица и ведущая утреннего шоу «Камтугеза» на Радио ROKS, рассказала на мастер-классе в Школе Журналистики УКУ, как делать утреннее шоу успешным. Мы записали 15 советов из её выступления, которые пригодятся теле- и радио ведущим. 
 
1. Главный секрет успеха утреннего шоу – подготовка. Причем с планами А, Б и С. Ваше шоу должно состоятся при любых условиях. Вы должны быть точно уверены, что можете закрыть эфир без музыки все 3 часа, или же закрыть его музыкой без эфира все 3 часа. Что бы ни случилось и как бы не повернулись обстоятельства. Если вы один раз подведёте аудиторию, она больше не вернётся. 
 
Всегда будьте готовы к тому, что с утра что-то может пойти не так. Например, вы приходите на работу в 6 утра и понимаете, что интернет отключили.
 
Информацию нужно сохранять в разных местах, и она должна быть распечатана заранее. Наш новостник печатает и верстает свой первый выпуск ещё дома, а продюсер отправляет информацию на 6 электронных ящиков. 
 
2. Если вам нечего сказать – отмените шоу. В истории Радио ROKS такое случилось однажды – после событий 20 февраля 2014 года [расстрела Небесной Сотни на Майдане]. Мы сняли эфир на целый месяц, потому что не понимали, как можем после того, что произошло, вести развлекательное утреннее шоу. 
 
3. Утреннее шоу должно быть только в режиме реального времени. Даже если вы куда-то уезжаете, не записывайте эфир заранее, лучше отмените его в принципе. Иначе оно будет выглядеть неестественно, и не будет соответствовать ритму аудитории. К тому же, с утра может случится что-то важное, что в корне поменяет план, и вы должны будете провести его совершенно не так, как готовились. 
 
Поэтому всегда нужно знать, какой была последняя и будет первая новость в эфире, и подстраивать под них свое поведение. Шутки в эфире перед новостью о 20 погибших будут выглядеть крайне неуместно. 
 
4. Знакомьтесь с аудиторией и изучайте её вкусы. Делать это нужно лично: проводить фокус-группы, опрашивать слушателей, что они хотят слышать. Зная, чем занимается ваша аудитория, проще построить с ней контакт. 
 
Важно говорить с людьми, потому что ваши предположения не всегда будут правильными. Сначала мы думали, что нашей аудитории (мужчины 35+) будет интересно говорить про политику, ведь когда-то рок ассоциировался со свободомыслием и различными политическими движениями. Но опросы показали, что им интересны только новости о музыке, и когда мы отступаем от темы, они недовольны. Для нас это стало открытием. 
 
И все же нужно проверять слова аудитории, иногда она не говорит правду. Например, наши слушатели утверждали, что им нравятся U2 и Гребенщиков, но когда мы их ставили, нас сразу переключали. Может, в теории им и нравится группа, но на практике слушать её не хотят. 
 
5. Важно полностью совпадать с утренним ритмом слушателя. Нужно очень хорошо знать, как живет, во сколько встает и что делает по утрам слушатель. Если это локальное радио где-нибудь в шахтёрском городке, то логично начинать его в 5.30, но если ваша аудитория встаёт в 7.30, то и шоу нужно начинать в это время.
 
Если хотите звонок от адекватного человека – не ставьте его раньше 7.30. В 9-ть уже тоже мало кто звонит, потому что большинство уже в офисе.
 
Последний звонок у Радио ROKS – 9.15. А если слушатели тусят по ночам в клубах, как у Kiss.fm, то скорее всего утреннее шоу вообще не нужно, и есть смысл вместо него вкладывать все ресурсы в вечернее шоу. 
 
6. Рутинность и системность важны. Ни в коем случае нельзя задерживать рубрики, иначе люди могут банально опоздать из-за этого на работу, потому что они привыкли делать определённые действия под ваши рубрики. Каждые несколько минут нужно напоминать слушателям о погоде и  времени. Обычно на это не обращают внимания, но если это убрать, публике станет некомфортно.  
 
7. Выращивайте звезду, которую можно заменить. Успешность утреннего шоу построена на личности ведущих. Но если они решают уйти, то важно сделать так, чтобы уникальность шоу осталась. 
 
Уход звезды – ситуация неоднозначная. С одной стороны, он может убить вашу радиостанцию, а с другой стороны, может подтолкнуть её стать ещё лучше. Так было с утренним шоу «Підйом» на Новом канале. Когда-то его ведущими были Маша Ефросинина и Юрий Горбунов, и шоу было успешным. Когда они ушли, его стали вести Александр Педан, Сергей Притула и Ольга Фреймут, и рейтинги просто взлетели. 
 
Kiss.fm в Лос-Анджелесе решили эту проблему так: они проанализировали потребности своей целевой аудитории «весёлых девочек» и собрали из них образы ведущих, под которых уже искали конкретных личностей. Девочки хотели видеть в роли ведущего холостого, симпатичного «старшего брата» и знающую все последние сплетни «старшую подружку».  Шоу имело невероятный успех, потому что полностью отвечало запросам своей аудитории. 
 
8. Оставляйте зацепки. Думайте о том, что запомнится, что слушатели будут пересказывать друг другу на работе, что захотят прослушать ещё раз или дослушать завтра. 
 
Sonia Sotnik, Radio Roks
 
 
9. Заботьтесь об аудитории. Утреннее шоу может стать для слушателя или спасением, или большим раздражением. Помните, что большинство людей не любит рано просыпаться, поэтому с утра нужно быть очень аккуратным, и подкрадываться в их утро на цыпочках босыми ножками. 
 
Зная, во сколько ваши слушатели завтракают, когда за рулём, а когда – заходят в офис, постарайтесь не ставить в это время телефонные звонки, чтобы не отвлекать их от важных дел. Мы просим нашу аудиторию парковаться перед тем, как звонить нам, чтобы избежать ДТП. 
 
Интересуйтесь своей аудиторией и их проблемами. Почаще общайтесь с «нормальными людьми»: не медийщиками, актёрами и «творческими личностями», а вашими соседями, водителями автобусов и такси. 
 
10. Давайте только релевантную информацию. О том, что случилось, пока ваши слушатели спали,  что случится сегодня и что случилось вчера, но только в том случае, если это ещё как-то влияет на их сегодняшнюю жизнь. 
 
Обычно, актуальные темы отбираются заранее. Но многие темы появляются за те 10 минут, пока вы доезжаете на работу. Например, ваш дворник заболела, и коммунальная служба никого не прислала на замену, поэтому двор стоит неубранный. Можете обсудить с публикой, у всех ли так, и что делать в таких случаях. 
 
11. Имейте редактора, который будет помогать вам составлять рубрики, новостную повестку, выручать в случае горячей новости, и оценивать ваше звучание в эфире. Иногда ведущим кажется, что то, что происходит у них в студии, очень смешно, и они от смеха просто падают на пульт, а слушателям вообще ничего не понятно. Редактор может выступать «взглядом со стороны», анализировать удачные и неудачные моменты. 
 
12. Не ошибайтесь. Слушатели не прощают ошибок. Лучше скажите, что забыли, и попросите публику подсказать. Среди слушателей обычно есть множество экспертов в вашей теме. Слушатели Радио ROKS – эксперты в рок-музыке. Если мы нечаянно ошибёмся с номером трека или годом выпуска альбома, через 5 секунд на электронной почте появляется ряд гневных сообщений с криками «Фу-у». А вот если мы попросим аудиторию напомнить нам год, то за те же 5 секунд появляется ряд информационных справок с описанием, ссылками, картинками.  Ваши слушатели – помощники, цензоры и семья.
 
13. Дружите с другими ведущими, командой и директором. Тогда вы будете все время в курсе того, что происходило на радио, пока вас не было. Ведущие других шоу будут делать на вас ссылки в своих эфирах, давать анонсы ваших программ и даже приходить к вам в гости в эфир. Директор – это ваши деньги. Он иногда даёт нагоняй, иногда направляет в другое русло. 
 
14. Будьте искренни. Если вам неинтересна тема, то лучше подумайте, как ее поменять или выкиньте вообще. Отдайте её тому, кому она интересна. Но игнорировать горячие темы нельзя, даже если они вас не интересуют. В таком случае можно упомянуть, что все обсуждают вот это, но вы не хотите. Однако сказать об этом необходимо. 
 
Быть собой – это самое сложное, но самое важное. Играть роль – очень сложно.
 
Поэтому лучше найти ведущего под конкретные параметры и задачи, чем натаскивать их для исполнения ролей. Искусственные персонажи работают редко. 
 
15. Тренируйте концентрацию и выдержку. Независимо от того, что случилось в вашей личной жизни – влюбились, напились, поссорились с близкими или плохо себя чувствуете – вы не имеете права срываться на слушателях. Мы с напарником можем ссориться до такой степени, что часами не разговариваем вне эфира. Но в эфире мы должны вести себя, как ни в чём не бывало. 
 
 
Копировать в буфер обмена
Подписаться на новости
Закрыть
Отписаться от новостей
Закрыть
Опрос
Закрыть
  • 1Какой стол вам нравится?*
  • 2На каком стуле вам удобнее сидеть?*
    На кресле
    На электрическом стуле
    На табуретке
  • 3Как вы провели лето? *