Статьи

 Материал подготовлен редакцией издания Kyiv Post и проекта Objective при финансовой поддержке MYMEDIA. Он является частью серии журналистских расследований «Олигархи под надзором», в рамках которого уже вышли материалы о Петре Порошенко и Викторе Пинчуке.

Виктор Пинчук – чемпион среди олигархов по контролю над телевидением. Он владеет сразу тремя большими телеканалами – ICTV, СТБ и Новым каналом, которые входят в холдинг StarLightMedia.

– Владение телеканалами – пропуск на наивысший уровень олигархического влияния, – говорит Балаш Джарабик, приглашенный исследователь Фонда Карнеги за Международный Мир. 

Пинчук владеет холдингом StarLightMedia пополам со своей женой, Еленой Пинчук, дочерью бывшего президента Украины Леонида Кучмы (1994 – 2005). Об этом стало известно в 2015 году, когда новый закон обязал телеканалы раскрыть собственников.

Именно во время президентства Кучмы Пинчук приобрел три телеканала и другие медиа активы. Помимо ICTV, СТБ и Нового канала, в холдинг входят музыкальные каналы М1 и М2, и развлекательный канал QTV.

Суммарно каналы Пинчука охватывают 22 процента украинской телеаудитории, согласно недавнему исследованию Института Массовой Информации и Репортеров без границ. Это больше, чем доля Inter Media Group Дмитрия Фирташа, 1+1 Media Игоря Коломойского и МедиаГруппы Украина Рината Ахметова. 

Построение холдинга Пинчука началось в 2000 году. Тогда Пинчук купил ICTV, один из первых частных украинских телеканалов, у тогдашнего газового магната и провластного депутата Игоря Бакая. В 2003-2004 году он купил СТБ у российской нефтегазовой кампании Лукойл и Новый канал у российской Альфа-Груп. 

Пинчук впервые испробовал силу телевидения во время парламентской избирательной кампании 2002 года. Тогда ICTV участвовал в продвижении политического проекта Пинчука – Команды Озимого Поколения. 

– Представителей КОПа пытались сажать на телешоу рядом с политическими тяжеловесами, чтобы показать, что они что-то из себя представляют, – вспоминает политтехнолог Кость Бондаренко. 

Пинчук инвестировал миллионы долларов в развитие своих телеканалов. Только на запуск развлекательного канала QTV в 2008 году он потратил 5 миллионов долларов, по словам пресс-секретаря холдинга StarLightMedia Ольги Вагановой.

Дивиденды от таких инвестиций измеряются не деньгами – по словам Вагановой, каналы холдинга не приносят прибыли. Вместо этого, они дают политическое влияние. 

Когда после Кучмы президентом стал Виктор Ющенко, Пинчук переориентировал телеканалы на защиту своего бизнеса. 

Ставшая премьер-министром Юлия Тимошенко попыталась пересмотреть результаты приватизационных тендеров времен Кучмы. Под угрозой оказался один из самых ценных активов Пинчука – Никопольский ферросплавный завод. Пинчук привлек свои телеканалы. 

В 2005 году ICTV показал документальный фильм, который поддавал сомнению выгодность реприватизации завода. В прямом эфире ICTV, СТБ и Нового канала транслировались митинги-протесты против реприватизации. В конце концов, Ющенко снял Тимошенко с поста премьера, и завод остался у Пинчука.  

Когда во время президентства Виктора Януковича прокуратура открыла дело против Кучмы по подозрению в причастности к убийству в 2000 году журналиста Георгия Гонгадзе, телеканалы холдинга Пинчука встали на защиту Кучмы. 

– Он не просто использовал их. Это был один из основных лейтмотивов, – говорит Отар Довженко, лектор Школы журналистики Украинского католического университета и бывший редактор сайта медиа-мониторинга «Телекритика».

Довженко вспоминает: в 2013 году, когда Кучме исполнилось 75 лет, ICTV посвятили целый выпуск своего главного воскресного телешоу интервью с экс-президентом. А любые публичные мероприятия с участием Кучмы обязательно освещались на каналах Пинчука.

В январе 2013 года, телеканалы Пинчука единственные из всеукраинских каналов не показали последнее слово генерала милиции Алексея Пукача на суде по делу Гонгадзе.  

Пукач в своем обращении заявил, что согласится с приговором суда только в случае, если на скамье обвиняемых к нему присоединятся Кучма и бывший глава его администрации Владимир Литвин.  

Что касается политических новостей – здесь телеканалы Пинчука не имели постоянных симпатий. По словам Довженко, они всегда брались за информационную поддержку любой партии или политика, которые готовы были за это платить.  

– ICTV всегда был супермаркетом «джинсы», – говорит Довженко. 

Мониторинг «Телекритики», проведенный во время последней парламентской избирательной кампании в сентябре-октябре 2014 года, поставил ICTV на третье место по количеству новостных материалов с признаками «джинсы». Его опередили Интер и телеканал «Украина».

Пресс-секретарь ICTV Татьяна Веремчук не смогла прокомментировать вопрос показа каналом заказных материалов.

Во время Евромайдана каналы Пинчука заняли нейтральную позицию, за что подвергались критике со стороны активистов, которые поддерживали Майдан.

«У нас каналы Пинчука показывают комедии, Интер – кино. И не надо заявлений с красивым текстом, чуваки. С вами все ясно. Эти трупы и море крови - на вашей совести», написала Виктория Сюмар, сегодняшний депутат и бывший исполнительный директор Института массовой информации на своей странице в Facebook 19 февраля 2014 года, когда революция достигла своего пика.

Во время парламентских выборов 2014 года каналы Пинчука пиарили нескольких депутатов-мажоритарщиков – в частности, Якова Безбаха, депутата и бывшего топ-менеджера днепропетровского предприятия Пинчука. По словам Довженко, каналы регулярно выпускали сюжеты о заслугах Безбаха. В результате он успешно переизбрался.

Телеканалы Пинчука в целом нейтрально освещали деятельность всех президентов Украины после Кучмы.

7 сентября Vox Ukraine опубликовал телевизионный мониторинг итоговых воскресных выпусков новостей. В выпусках новостей ICTV чуть больше 2% упоминаний президента Петра Порошенко были негативными. Подобные результаты показали и каналы Фирташа, Коломойского и Ахметова.

Комментарии

Републикация
Закрыть
Правила републикации материала
  • 1MYMEDIA приветствует использование, перепечатывание и распространение материалов, опубликованных на нашем сайте.
  • 2Обязательным условием использования материалов MYMEDIA является указание их авторства, ресурса mymedia.org.ua как первоисточника и размещение активной ссылки на оригинал материала на нашем сайте.
  • 3Если републикуется лишь часть материала, это обязательно указывается в тексте.
  • 4Не допускаются изменения содержания, имен или фактов, наведенных в материале, а также другие его трансформации, которые влекут за собой искажение смысла и замысла автора.
  • 5MYMEDIA оставляет за собой право в любое время отозвать разрешение на использование материала.

 Материал подготовлен редакцией издания Kyiv Post и проекта Objective при финансовой поддержке MYMEDIA. Он является частью серии журналистских расследований «Олигархи под надзором», в рамках которого уже вышли материалы о Петре Порошенко и Викторе Пинчуке.

Виктор Пинчук – чемпион среди олигархов по контролю над телевидением. Он владеет сразу тремя большими телеканалами – ICTV, СТБ и Новым каналом, которые входят в холдинг StarLightMedia.

– Владение телеканалами – пропуск на наивысший уровень олигархического влияния, – говорит Балаш Джарабик, приглашенный исследователь Фонда Карнеги за Международный Мир. 

Пинчук владеет холдингом StarLightMedia пополам со своей женой, Еленой Пинчук, дочерью бывшего президента Украины Леонида Кучмы (1994 – 2005). Об этом стало известно в 2015 году, когда новый закон обязал телеканалы раскрыть собственников.

Именно во время президентства Кучмы Пинчук приобрел три телеканала и другие медиа активы. Помимо ICTV, СТБ и Нового канала, в холдинг входят музыкальные каналы М1 и М2, и развлекательный канал QTV.

Суммарно каналы Пинчука охватывают 22 процента украинской телеаудитории, согласно недавнему исследованию Института Массовой Информации и Репортеров без границ. Это больше, чем доля Inter Media Group Дмитрия Фирташа, 1+1 Media Игоря Коломойского и МедиаГруппы Украина Рината Ахметова. 

Построение холдинга Пинчука началось в 2000 году. Тогда Пинчук купил ICTV, один из первых частных украинских телеканалов, у тогдашнего газового магната и провластного депутата Игоря Бакая. В 2003-2004 году он купил СТБ у российской нефтегазовой кампании Лукойл и Новый канал у российской Альфа-Груп. 

Пинчук впервые испробовал силу телевидения во время парламентской избирательной кампании 2002 года. Тогда ICTV участвовал в продвижении политического проекта Пинчука – Команды Озимого Поколения. 

– Представителей КОПа пытались сажать на телешоу рядом с политическими тяжеловесами, чтобы показать, что они что-то из себя представляют, – вспоминает политтехнолог Кость Бондаренко. 

Пинчук инвестировал миллионы долларов в развитие своих телеканалов. Только на запуск развлекательного канала QTV в 2008 году он потратил 5 миллионов долларов, по словам пресс-секретаря холдинга StarLightMedia Ольги Вагановой.

Дивиденды от таких инвестиций измеряются не деньгами – по словам Вагановой, каналы холдинга не приносят прибыли. Вместо этого, они дают политическое влияние. 

Когда после Кучмы президентом стал Виктор Ющенко, Пинчук переориентировал телеканалы на защиту своего бизнеса. 

Ставшая премьер-министром Юлия Тимошенко попыталась пересмотреть результаты приватизационных тендеров времен Кучмы. Под угрозой оказался один из самых ценных активов Пинчука – Никопольский ферросплавный завод. Пинчук привлек свои телеканалы. 

В 2005 году ICTV показал документальный фильм, который поддавал сомнению выгодность реприватизации завода. В прямом эфире ICTV, СТБ и Нового канала транслировались митинги-протесты против реприватизации. В конце концов, Ющенко снял Тимошенко с поста премьера, и завод остался у Пинчука.  

Когда во время президентства Виктора Януковича прокуратура открыла дело против Кучмы по подозрению в причастности к убийству в 2000 году журналиста Георгия Гонгадзе, телеканалы холдинга Пинчука встали на защиту Кучмы. 

– Он не просто использовал их. Это был один из основных лейтмотивов, – говорит Отар Довженко, лектор Школы журналистики Украинского католического университета и бывший редактор сайта медиа-мониторинга «Телекритика».

Довженко вспоминает: в 2013 году, когда Кучме исполнилось 75 лет, ICTV посвятили целый выпуск своего главного воскресного телешоу интервью с экс-президентом. А любые публичные мероприятия с участием Кучмы обязательно освещались на каналах Пинчука.

В январе 2013 года, телеканалы Пинчука единственные из всеукраинских каналов не показали последнее слово генерала милиции Алексея Пукача на суде по делу Гонгадзе.  

Пукач в своем обращении заявил, что согласится с приговором суда только в случае, если на скамье обвиняемых к нему присоединятся Кучма и бывший глава его администрации Владимир Литвин.  

Что касается политических новостей – здесь телеканалы Пинчука не имели постоянных симпатий. По словам Довженко, они всегда брались за информационную поддержку любой партии или политика, которые готовы были за это платить.  

– ICTV всегда был супермаркетом «джинсы», – говорит Довженко. 

Мониторинг «Телекритики», проведенный во время последней парламентской избирательной кампании в сентябре-октябре 2014 года, поставил ICTV на третье место по количеству новостных материалов с признаками «джинсы». Его опередили Интер и телеканал «Украина».

Пресс-секретарь ICTV Татьяна Веремчук не смогла прокомментировать вопрос показа каналом заказных материалов.

Во время Евромайдана каналы Пинчука заняли нейтральную позицию, за что подвергались критике со стороны активистов, которые поддерживали Майдан.

«У нас каналы Пинчука показывают комедии, Интер – кино. И не надо заявлений с красивым текстом, чуваки. С вами все ясно. Эти трупы и море крови - на вашей совести», написала Виктория Сюмар, сегодняшний депутат и бывший исполнительный директор Института массовой информации на своей странице в Facebook 19 февраля 2014 года, когда революция достигла своего пика.

Во время парламентских выборов 2014 года каналы Пинчука пиарили нескольких депутатов-мажоритарщиков – в частности, Якова Безбаха, депутата и бывшего топ-менеджера днепропетровского предприятия Пинчука. По словам Довженко, каналы регулярно выпускали сюжеты о заслугах Безбаха. В результате он успешно переизбрался.

Телеканалы Пинчука в целом нейтрально освещали деятельность всех президентов Украины после Кучмы.

7 сентября Vox Ukraine опубликовал телевизионный мониторинг итоговых воскресных выпусков новостей. В выпусках новостей ICTV чуть больше 2% упоминаний президента Петра Порошенко были негативными. Подобные результаты показали и каналы Фирташа, Коломойского и Ахметова.

Копировать в буфер обмена
Подписаться на новости
Закрыть
Отписаться от новостей
Закрыть
Опрос
Закрыть
  • 1Какой стол вам нравится?*
  • 2На каком стуле вам удобнее сидеть?*
    На кресле
    На электрическом стуле
    На табуретке
  • 3Как вы провели лето? *