Статьи

Школа журналистики УКУ при поддержке MYMEDIA провела Школу политического репортажа. Опытом делились польский журналист Игорь Мечик из Gazetа Wyborcza, Павел Каныгин из российской «Новой Газеты» и Анастасия Рингис из «Украинской правды». 

Мы записали самые ценные советы всех трех спикеров. Иногда они противоречат друг другу, иногда вызывают желание поспорить, но от этогоне становятся менее интересными.

Игорь Мечик, «Gazetа Wyborcza», Польша

 
1. Найдите 4-5 героев и договоритесь с ними заранее. К репортажу нужно серьезно готовиться, предварительно изучать местность и заранее назначать встречи. Конечно, уже на месте могут найтись персонажи и истории, но важно приехать подготовленным и иметь предварительные договорённости, чтобы не уехать ни с чем.
 

2. С героем надо подружиться, его надо открыть. Если будете вести себя очень официально, то и ответы получите официальные и мало полезные. Иногда, если ситуация располагает, можно не брезговать и рюмочкой, чтобы разговорить собеседника.

3. Хочешь услышать историю – расскажи свою. Героям бывает сложно раскрыться. В этом случае будет проще, если тон задаст журналист и вначале расскажет историю из своей жизни. Держите в голове несколько дежурных историй для таких случаев. 

4. Правда в репортаже может быть не документальной, а условной. Например, если вы по дороге услышали много интересных историй, но ни один рассказчик не тянет на полноценного героя – можно сделать из них собирательных образ. Потенциально, эти истории могли случиться с одним человеком. То же с местом и временем действия. Репортаж должен основываться на фактах, но всё-таки это художественный текст. Если, скажем, вы хотите включить эпизод в поезде, но вам не попалось там хороших историй, можете вложить в уста кого-то из попутчиков историю, услышанную вами раньше. В таких случаях героя можно не называть. Однако, безымянные герои всегда вызывают подозрения у читателя, закрадывается мысль: а может, этого героя не существовало вовсе?  Хотя это очень противоречивый метод, пользоваться им нужно очень осторожно и только в тех случаях, когда акцент на процессах, а не на человеке. 

5. Не отдавайте героям на вычитку весь текст. Если человек хочет узнать, что именно вы напишете, показывайте только строки с его репликами и очень узким контекстом. Иначе, ему может не понравится интерпретация его роли в тексте, а вам это ни к чему. Представление людей о себе может сильно отличаться от того, как их подадите вы. 

6. Будьте дружелюбными и располагайте к себе героев. Однако, это не означает, что в тексте вы обязательно должны выставить всех с лучшей стороны. Невозможно дружить со всеми.

7. Не «держите» героев в себе. Особенно, если вам приходится писать тяжелые репортажи с катастроф, конфликтов, войн, и видеть всякие ужасы. Написали – и забудьте. Иначе, можно сойти с ума. 

8. Старайтесь использовать документы. Очень хорошо работают судебные протоколы. И если есть возможность их добыть, обязательно постарайтесь это сделать. Они наиболее приближены к достоверности, потому что все свидетели дают присягу, и считается, что говорят правду. Хотя, бывает по-разному. 

9. Всегда перепроверяйте истории. Если работаете с другими источниками – местная пресса, интернет, соцсети или же рассказы «очевидцев» – всегда перепроверяйте истории и детали. Сопоставляйте факты: насколько вообще вероятно, что такое могло случиться?

Иногда может оказаться, что ваш попутчик наврал вам абсолютно всё от начала до конца. Или просто немного приукрасил

10. Задача репортажа – не просто написать отчёт о поездке, а раскрыть глобальную проблему через частную историю. Текст должен быть намного шире, чем ситуация. Рассказывая об одном городе, можно рассказать о проблемах всей Украины. Рассказывая об Эфиопии, можно рассказать обо всех диктатурах. Поменяй имена политиков – и это станет совершенно другая страна, с теми же проблемами и характерной манерой поведения. 

11. Ищите парадоксы. Хороший текст – это не просто, когда смешно или страшно, а когда и то, и другое одновременно. Например, когда я хотел написать репортаж о России, я выбрал в качестве места действия школу благородных девиц в российской глубинке, где пытались возродить женский типаж времен царской России. Они учились шить, вышивать, писать картины и играть на фортепиано. А когда выходили на улицы, их встречала другая реальность – грязь, серость и грубость.

12. Найдите баланс диалогов. Они должны быть, потому что с ними текст читается намного легче и быстрее – ускоряется темп повествования. Однако, не стоит переусердствовать с диалогами – даже если их было слишком много, их всегда можно пересказать своими словами, расставляя акценты и экономя место. Диалоги передают информацию непрямым способом, и если текст нужно резать, то скорее всего именно диалоги. 

13. Передайте языковые особенности героев. Если это репортаж о жизни улиц, то он может быть написан уличным языком. Важно использовать диктофон и давать точные фразы говоривших, тогда получится аутентичный текст. Но тест со слишком грубыми оборотами или слишком приближенный к повседневной жизни может просто не пропустить редактор.

14. Пишите так, будто рассказываете близкому другу. Помните, что читатель может вообще ничего не знать о той местности или ситуации, в которой вы оказались. Важно доступно и ёмко описать контекст. 

15. Выработайте удобную для себя схему работы с диктофоном. Диктофон хорош тем, что всё фиксируется, однако потом не всегда легко найти именно то, что нужно – иногда приходится переслушивать часы аудиозаписей. Если у вас получается сразу выделить главное и быстро писать, можете пробовать пользоваться только блокнотом и ручкой. Однако, лучше использовать и то, и другое. 

16. Готовьтесь, что 80% собранного материала уйдёт в мусор. Вам будет жаль его выкидывать, но нельзя уместить все – отдайте читателю только самое лучшее и не перегружайте его лишним. 

Павел Каныгин, «Новая Газета», Россия

 

17. Чем меньше прилагательных, тем лучше. Прилагательные – это зло. Они развращают журналиста, как конфеты человека с ожирением. Сила эмоций и передачи информации в точных словах, а не в обвесах и наворотах. Роль прилагательных должен играть глагол. Само за себя должно говорить действие, а не ваша оценка. 

18. Работайте со словом, как Довлатов или Хемингуэй. Кто сказал, что журналист должен чем-то отличаться от писателя в работе со словом? Писатель тоже работает с фактами и информацией, просто у него больше времени на шлифовку текста. Хорошие писатели всегда предельно жёстко относятся к своему тексту и не жалеют себя. Довлатов даже не начинал предложение с одной и той же буквы и следил, чтобы в тексте не было слишком много шипящих. 

19. Текст нужно писать здесь и сейчас. Не откладывайте написание на потом, «когда эмоции улягутся-переварятся». Что-то увидели – сразу запишите в блокнот, и у вас уже будет примерный каркас истории. Потом отшлифуете. Иначе забудете детали, а они в тексте – самое важное.  

20. Чего делать нельзя? Нельзя цитировать народное творчество в вашем тексте: пословицы и поговорки, анекдоты. Не унижайте себя. Пусть это будет ваше творчество. Уходите от образов-клише, даже если вы действительно видите клишевую ситуацию. Это общепринятая практика в западной школе журналистики.  

21. Не пишите слишком длинных текстов.

Уважайте своих читателей – никто не дочитает до конца репортаж на 35 тысяч знаков  

Ту же самую информацию можно уложить в 5 тысяч. Читатель должен получить не только информацию, но и эстетическое удовольствие. 

22. Журналист сам может быть героем текста. Если вы попали под обстрел, зачем вам искать героя, который передаст эти ощущения? Вы и так герой, это нормально, если вы опишете свои эмоции, не скрываясь за чужими масками. Репортаж будет куда правдоподобнее и ярче. 

23. Стебаться в репортаже можно, но не над слабыми. В украинских медиа появилась страсть к стёбу. Но журналисты не всегда соизмеряют статус и возможности объекта для стёба. Стебаться над слабыми – запрещённое оружие. Это пошло. Оппонируйте сильным противникам, а не тем, кто не может вам ответить. Когда люди уверенно тебе что-то доказывают – они не слабые. Слабые те, кто не может внятно высказать свою позицию.  

Анастасия Рингис, «Українська Правда», Украина

 

24. Не путайте отчёт о командировке с репортажем. Этим часто грешат молодые журналисты. Репортаж – это нечто большее. Этот жанр позволяет максимально высказаться журналисту с помощью конкретных историй, без прямых суждений вроде «я так думаю». 

25. Рефлексируйте.

Ценность репортажа не в том, чтобы отобразить реальность, а в том, чтобы её осмыслить и показать с иного ракурса, чем её привыкли видеть

Самое важное происходит не в том месте, куда вы едете писать репортаж, а внутри вас, когда вы собираете там разные точки зрения. 

26. Ищите фиксеров. Местных активистов или журналистов, которые хорошо знают локальный контекст и ситуацию. Когда еду в какой-то город, пишу пост на Facebook, и мне вызываются помочь местные активисты. Я стараюсь выйти именно на социально ответственный средний класс, который присоединился к каким-то общественным или интеллектуальным движениям. Это могут быть бизнесмены, которые в своё время имели возможность дорваться до государственной кормушки, но решили этого не делать. Когда выбираете фиксера, есть опасность, что он будет представлять ситуацию со своей точки зрения. Тут важно держать баланс, критически относится к любой информации и не принимать ничьей стороны. 

27. Отделяйте свои эмоции от интересов читателей. У меня есть своя внутренняя философия: даже если я сочувствую человеку, который рассказывает историю, я всё равно буду писать о нём отстранённо и включать факты, которые ему, возможно, не очень понравятся. Я всегда на стороне читателя. 

28. Переспрашивайте. До правды нужно докопаться. Иногда для этого достаточно задать человеку один и тот же вопрос несколько раз, и только на третий или на четвёртый он скажет правду или выдаст какой-то ранее умолченный факт. Полезно попросить контакты людей, которые также могут прокомментировать ситуацию. Важно для себя зафиксировать отношение человека к тем, кого он вам советует. Сомневается он или слишком горячо кого-то рекомендует, может говорить о многом.

29. Интервью может быть хорошей частью репортажа. Особенно, если персона, с которой вы проводите это интервью, непосредственно важна для понимания событий. 

30. Начинать писать текст можно с заголовка, вопреки распространённому мнению, что его нужно писать в последнюю очередь. Например, я начинаю текст всегда с заголовка, так мне гораздо легче писать. 

31. Не бойтесь обобщать. Не стоит бояться слова «многие», если вы считаете ту или иную точку зрения репрезентативной для общего контекста. Взглядов всегда будет очень много, и репортёры, побывав в одних и тех же условиях, напишут разные тексты с разными акцентами. А каждый читатель во всех этих текстах будет читать что-то своё, чему сам придаст значение. 

32. Ищите свежий ракурс. Если едете в место, о котором уже много чего писали – либо ищите новый ракурс, либо историю, которую ещё никто не рассказывал громко. О вашей теме всё равно уже когда-то что-то писали. Поэтому у нас на «Украинской правде» есть правило: если текст не выходил у нас, то его нет вообще.

33. Задавайте правильные вопросы. Читателям нужно задавать простые вопросы, а себе, как автору, сложные. Научитесь вытягивать информацию. Мой любимый вопрос собеседникам: «И?» Или вопросы из серии: «А что это значит?», «А что дальше?», «А если будет так, как вы говорите, то что?». Еще можно тренировать так называемую «беременную паузу»: пригласите человека на разговор и молчите. И слушайте, что он вам расскажет.

34. Не бойтесь манипуляции вниманием –  она будет всегда. Её нужно научиться улавливать и отфильтровывать. Работайте на доверии, но перепроверяйте в любом случае. 

35. Если не получилось написать текст сразу – попробуйте ещё раз или используйте отрывки в других текстах. Иногда для репортажа требуется больше дней, чем планировалось. В таких случаях какие-то эмоции и чувства стоит записать и вернуться к этой теме ещё раз. Или даже снова поехать в то же место и сложить две поездки в один текст. Это не запрещённый приём.  Кроме этого, репортажные вкрапления и «включения с места событий» можно использовать в других текстах. К примеру, они хорошо оживляют аналитику. 

 

 

 

 

 

Комментарии

Републикация
Закрыть
Правила републикации материала
  • 1MYMEDIA приветствует использование, перепечатывание и распространение материалов, опубликованных на нашем сайте.
  • 2Обязательным условием использования материалов MYMEDIA является указание их авторства, ресурса mymedia.org.ua как первоисточника и размещение активной ссылки на оригинал материала на нашем сайте.
  • 3Если републикуется лишь часть материала, это обязательно указывается в тексте.
  • 4Не допускаются изменения содержания, имен или фактов, наведенных в материале, а также другие его трансформации, которые влекут за собой искажение смысла и замысла автора.
  • 5MYMEDIA оставляет за собой право в любое время отозвать разрешение на использование материала.

Школа журналистики УКУ при поддержке MYMEDIA провела Школу политического репортажа. Опытом делились польский журналист Игорь Мечик из Gazetа Wyborcza, Павел Каныгин из российской «Новой Газеты» и Анастасия Рингис из «Украинской правды». 

Мы записали самые ценные советы всех трех спикеров. Иногда они противоречат друг другу, иногда вызывают желание поспорить, но от этогоне становятся менее интересными.

Игорь Мечик, «Gazetа Wyborcza», Польша

 
1. Найдите 4-5 героев и договоритесь с ними заранее. К репортажу нужно серьезно готовиться, предварительно изучать местность и заранее назначать встречи. Конечно, уже на месте могут найтись персонажи и истории, но важно приехать подготовленным и иметь предварительные договорённости, чтобы не уехать ни с чем.
 

2. С героем надо подружиться, его надо открыть. Если будете вести себя очень официально, то и ответы получите официальные и мало полезные. Иногда, если ситуация располагает, можно не брезговать и рюмочкой, чтобы разговорить собеседника.

3. Хочешь услышать историю – расскажи свою. Героям бывает сложно раскрыться. В этом случае будет проще, если тон задаст журналист и вначале расскажет историю из своей жизни. Держите в голове несколько дежурных историй для таких случаев. 

4. Правда в репортаже может быть не документальной, а условной. Например, если вы по дороге услышали много интересных историй, но ни один рассказчик не тянет на полноценного героя – можно сделать из них собирательных образ. Потенциально, эти истории могли случиться с одним человеком. То же с местом и временем действия. Репортаж должен основываться на фактах, но всё-таки это художественный текст. Если, скажем, вы хотите включить эпизод в поезде, но вам не попалось там хороших историй, можете вложить в уста кого-то из попутчиков историю, услышанную вами раньше. В таких случаях героя можно не называть. Однако, безымянные герои всегда вызывают подозрения у читателя, закрадывается мысль: а может, этого героя не существовало вовсе?  Хотя это очень противоречивый метод, пользоваться им нужно очень осторожно и только в тех случаях, когда акцент на процессах, а не на человеке. 

5. Не отдавайте героям на вычитку весь текст. Если человек хочет узнать, что именно вы напишете, показывайте только строки с его репликами и очень узким контекстом. Иначе, ему может не понравится интерпретация его роли в тексте, а вам это ни к чему. Представление людей о себе может сильно отличаться от того, как их подадите вы. 

6. Будьте дружелюбными и располагайте к себе героев. Однако, это не означает, что в тексте вы обязательно должны выставить всех с лучшей стороны. Невозможно дружить со всеми.

7. Не «держите» героев в себе. Особенно, если вам приходится писать тяжелые репортажи с катастроф, конфликтов, войн, и видеть всякие ужасы. Написали – и забудьте. Иначе, можно сойти с ума. 

8. Старайтесь использовать документы. Очень хорошо работают судебные протоколы. И если есть возможность их добыть, обязательно постарайтесь это сделать. Они наиболее приближены к достоверности, потому что все свидетели дают присягу, и считается, что говорят правду. Хотя, бывает по-разному. 

9. Всегда перепроверяйте истории. Если работаете с другими источниками – местная пресса, интернет, соцсети или же рассказы «очевидцев» – всегда перепроверяйте истории и детали. Сопоставляйте факты: насколько вообще вероятно, что такое могло случиться?

Иногда может оказаться, что ваш попутчик наврал вам абсолютно всё от начала до конца. Или просто немного приукрасил

10. Задача репортажа – не просто написать отчёт о поездке, а раскрыть глобальную проблему через частную историю. Текст должен быть намного шире, чем ситуация. Рассказывая об одном городе, можно рассказать о проблемах всей Украины. Рассказывая об Эфиопии, можно рассказать обо всех диктатурах. Поменяй имена политиков – и это станет совершенно другая страна, с теми же проблемами и характерной манерой поведения. 

11. Ищите парадоксы. Хороший текст – это не просто, когда смешно или страшно, а когда и то, и другое одновременно. Например, когда я хотел написать репортаж о России, я выбрал в качестве места действия школу благородных девиц в российской глубинке, где пытались возродить женский типаж времен царской России. Они учились шить, вышивать, писать картины и играть на фортепиано. А когда выходили на улицы, их встречала другая реальность – грязь, серость и грубость.

12. Найдите баланс диалогов. Они должны быть, потому что с ними текст читается намного легче и быстрее – ускоряется темп повествования. Однако, не стоит переусердствовать с диалогами – даже если их было слишком много, их всегда можно пересказать своими словами, расставляя акценты и экономя место. Диалоги передают информацию непрямым способом, и если текст нужно резать, то скорее всего именно диалоги. 

13. Передайте языковые особенности героев. Если это репортаж о жизни улиц, то он может быть написан уличным языком. Важно использовать диктофон и давать точные фразы говоривших, тогда получится аутентичный текст. Но тест со слишком грубыми оборотами или слишком приближенный к повседневной жизни может просто не пропустить редактор.

14. Пишите так, будто рассказываете близкому другу. Помните, что читатель может вообще ничего не знать о той местности или ситуации, в которой вы оказались. Важно доступно и ёмко описать контекст. 

15. Выработайте удобную для себя схему работы с диктофоном. Диктофон хорош тем, что всё фиксируется, однако потом не всегда легко найти именно то, что нужно – иногда приходится переслушивать часы аудиозаписей. Если у вас получается сразу выделить главное и быстро писать, можете пробовать пользоваться только блокнотом и ручкой. Однако, лучше использовать и то, и другое. 

16. Готовьтесь, что 80% собранного материала уйдёт в мусор. Вам будет жаль его выкидывать, но нельзя уместить все – отдайте читателю только самое лучшее и не перегружайте его лишним. 

Павел Каныгин, «Новая Газета», Россия

 

17. Чем меньше прилагательных, тем лучше. Прилагательные – это зло. Они развращают журналиста, как конфеты человека с ожирением. Сила эмоций и передачи информации в точных словах, а не в обвесах и наворотах. Роль прилагательных должен играть глагол. Само за себя должно говорить действие, а не ваша оценка. 

18. Работайте со словом, как Довлатов или Хемингуэй. Кто сказал, что журналист должен чем-то отличаться от писателя в работе со словом? Писатель тоже работает с фактами и информацией, просто у него больше времени на шлифовку текста. Хорошие писатели всегда предельно жёстко относятся к своему тексту и не жалеют себя. Довлатов даже не начинал предложение с одной и той же буквы и следил, чтобы в тексте не было слишком много шипящих. 

19. Текст нужно писать здесь и сейчас. Не откладывайте написание на потом, «когда эмоции улягутся-переварятся». Что-то увидели – сразу запишите в блокнот, и у вас уже будет примерный каркас истории. Потом отшлифуете. Иначе забудете детали, а они в тексте – самое важное.  

20. Чего делать нельзя? Нельзя цитировать народное творчество в вашем тексте: пословицы и поговорки, анекдоты. Не унижайте себя. Пусть это будет ваше творчество. Уходите от образов-клише, даже если вы действительно видите клишевую ситуацию. Это общепринятая практика в западной школе журналистики.  

21. Не пишите слишком длинных текстов.

Уважайте своих читателей – никто не дочитает до конца репортаж на 35 тысяч знаков  

Ту же самую информацию можно уложить в 5 тысяч. Читатель должен получить не только информацию, но и эстетическое удовольствие. 

22. Журналист сам может быть героем текста. Если вы попали под обстрел, зачем вам искать героя, который передаст эти ощущения? Вы и так герой, это нормально, если вы опишете свои эмоции, не скрываясь за чужими масками. Репортаж будет куда правдоподобнее и ярче. 

23. Стебаться в репортаже можно, но не над слабыми. В украинских медиа появилась страсть к стёбу. Но журналисты не всегда соизмеряют статус и возможности объекта для стёба. Стебаться над слабыми – запрещённое оружие. Это пошло. Оппонируйте сильным противникам, а не тем, кто не может вам ответить. Когда люди уверенно тебе что-то доказывают – они не слабые. Слабые те, кто не может внятно высказать свою позицию.  

Анастасия Рингис, «Українська Правда», Украина

 

24. Не путайте отчёт о командировке с репортажем. Этим часто грешат молодые журналисты. Репортаж – это нечто большее. Этот жанр позволяет максимально высказаться журналисту с помощью конкретных историй, без прямых суждений вроде «я так думаю». 

25. Рефлексируйте.

Ценность репортажа не в том, чтобы отобразить реальность, а в том, чтобы её осмыслить и показать с иного ракурса, чем её привыкли видеть

Самое важное происходит не в том месте, куда вы едете писать репортаж, а внутри вас, когда вы собираете там разные точки зрения. 

26. Ищите фиксеров. Местных активистов или журналистов, которые хорошо знают локальный контекст и ситуацию. Когда еду в какой-то город, пишу пост на Facebook, и мне вызываются помочь местные активисты. Я стараюсь выйти именно на социально ответственный средний класс, который присоединился к каким-то общественным или интеллектуальным движениям. Это могут быть бизнесмены, которые в своё время имели возможность дорваться до государственной кормушки, но решили этого не делать. Когда выбираете фиксера, есть опасность, что он будет представлять ситуацию со своей точки зрения. Тут важно держать баланс, критически относится к любой информации и не принимать ничьей стороны. 

27. Отделяйте свои эмоции от интересов читателей. У меня есть своя внутренняя философия: даже если я сочувствую человеку, который рассказывает историю, я всё равно буду писать о нём отстранённо и включать факты, которые ему, возможно, не очень понравятся. Я всегда на стороне читателя. 

28. Переспрашивайте. До правды нужно докопаться. Иногда для этого достаточно задать человеку один и тот же вопрос несколько раз, и только на третий или на четвёртый он скажет правду или выдаст какой-то ранее умолченный факт. Полезно попросить контакты людей, которые также могут прокомментировать ситуацию. Важно для себя зафиксировать отношение человека к тем, кого он вам советует. Сомневается он или слишком горячо кого-то рекомендует, может говорить о многом.

29. Интервью может быть хорошей частью репортажа. Особенно, если персона, с которой вы проводите это интервью, непосредственно важна для понимания событий. 

30. Начинать писать текст можно с заголовка, вопреки распространённому мнению, что его нужно писать в последнюю очередь. Например, я начинаю текст всегда с заголовка, так мне гораздо легче писать. 

31. Не бойтесь обобщать. Не стоит бояться слова «многие», если вы считаете ту или иную точку зрения репрезентативной для общего контекста. Взглядов всегда будет очень много, и репортёры, побывав в одних и тех же условиях, напишут разные тексты с разными акцентами. А каждый читатель во всех этих текстах будет читать что-то своё, чему сам придаст значение. 

32. Ищите свежий ракурс. Если едете в место, о котором уже много чего писали – либо ищите новый ракурс, либо историю, которую ещё никто не рассказывал громко. О вашей теме всё равно уже когда-то что-то писали. Поэтому у нас на «Украинской правде» есть правило: если текст не выходил у нас, то его нет вообще.

33. Задавайте правильные вопросы. Читателям нужно задавать простые вопросы, а себе, как автору, сложные. Научитесь вытягивать информацию. Мой любимый вопрос собеседникам: «И?» Или вопросы из серии: «А что это значит?», «А что дальше?», «А если будет так, как вы говорите, то что?». Еще можно тренировать так называемую «беременную паузу»: пригласите человека на разговор и молчите. И слушайте, что он вам расскажет.

34. Не бойтесь манипуляции вниманием –  она будет всегда. Её нужно научиться улавливать и отфильтровывать. Работайте на доверии, но перепроверяйте в любом случае. 

35. Если не получилось написать текст сразу – попробуйте ещё раз или используйте отрывки в других текстах. Иногда для репортажа требуется больше дней, чем планировалось. В таких случаях какие-то эмоции и чувства стоит записать и вернуться к этой теме ещё раз. Или даже снова поехать в то же место и сложить две поездки в один текст. Это не запрещённый приём.  Кроме этого, репортажные вкрапления и «включения с места событий» можно использовать в других текстах. К примеру, они хорошо оживляют аналитику. 

 

 

 

 

 

Копировать в буфер обмена
Подписаться на новости
Закрыть
Отписаться от новостей
Закрыть
Опрос
Закрыть
  • 1Какой стол вам нравится?*
  • 2На каком стуле вам удобнее сидеть?*
    На кресле
    На электрическом стуле
    На табуретке
  • 3Как вы провели лето? *