Статьи

Как создаются Facebook-тренды и почему мы читаем о новой девушке Джастина Бибера, пропуская по-настоящему важные новости? Об этом на лекции во Львове рассказывала исследователь медиа и профессор университета Западного Онтарио Светлана Матвиенко.  

Всесильный алгоритм

В 2013 году Сирии из-за химической атаки погибло более 1400 человек. В тот же день американская певица Майли Сайрус исполнила провокационный танец на церемонии награждения MTV Video Music Awards. Позже выяснилось, что 12% просмотров всех новостей в США тогда пришлось на выступление Сайрус, и только 1% – на события в Сирии. Хотя материалов о последнем появилось в два раза больше. Важную роль в такой «расстановке сил» сыграл Facebook, который является основным источником траффика для многих изданий, и очень избирательно показывает новости.   

Miley Cyrus vs Syria
Фото - nymag.com
 
Сам инцидент наталкивает на мысль, что незначительные, но искусственно раскрученные события могут становиться ширмой для прикрытия непопулярных политических решений. Ведь благодаря алгоритму Facebook провокационные новости распространяются намного проще и быстрее, чем тяжелые, но важные темы.
 

Известно, что решая, кому что показывать, алгоритм опирается 5 категорий: интерес читателя к тому, кто опубликовал пост; успех поста среди других пользователей; успешность предыдущих постов автора; типы постов, которые предпочитает пользователь; насколько давно пост был опубликован.  

В последнее время сами создатели Facebook перестали использовать термин «алгоритм», заменив его на «искусственный интеллект». И не спроста – помимо того, что алгоритм использует высокие технологии для глубокого анализа (например, технологию отслеживания движения глаз пользователей, чтобы вычислить, сколько времени они смотрят на пост в ленте), он также способен самосовершенствоваться. Чем больше действий вы совершаете или не совершаете на Facebook, тем больше материала для анализа вы даёте машине, и тем быстрее она научится вас понимать.  

Поэтому на вопросы, почему в вашей ленте превалирует информация о новой девушке Джастина Бибера, разработчики разводят руками – мол, кликайте лучше.  

Facebook-эксперименты над пользователями 

Иногда методы анализа алгоритма приводят к большим скандалам. В 2014 году вышла публикация об эксперименте Facebook над эмоциями пользователей. Соавтором статьи был один из сотрудников Facebook, имеющий доступ к внутренним процессам компании. Оказалось, что корпорация ставила эксперимент над более чем полумиллионом ничего не подозревающих пользователей.  

Участников эксперимента разделили на тех, кто будет регулярно получать преимущественно позитивные новости, и тех, кому достанутся негативные. Исследователи хотели проверить, возможно ли «эмоциональное заражение» (передача продолжительных настроений, таких как депрессия или счастье) в социальной сети. Результаты оказались вполне предсказуемы: те, кому уменьшили в ленте выдачу позитивных новостей, начали писать больше негативных постов, а остальные наоборот – создавать больше положительных публикаций.  

Facebook заверил, что исследование провели, чтобы «улучшить сервис и сделать контент новостной ленты более релевантным и вовлекающим». Более того, оно проходило в рамках политики использования данных Facebook. Мол, каждый, кто создает аккаунт, соглашается, что его данные будут использованы в исследованиях. 

Однако с этими утверждениями не согласились юристы, интернет-активисты и политики, поднявшие вопрос о массовой манипуляции сознанием, которая может быть использована в любых целях, в том числе коммерческих и политических. К тому же, критики считают, что люди должны быть проинформированы об участии в экспериментах и давать на это согласие.

Светлана Матвиенко подчеркивает, что это лишь единичный случай, который получил публичную огласку, а ведь алгоритм меняется и совершенствуется каждый день. Какие-то из нововведений публикуются, остальные навсегда остаются тайной. Ведь для любого изменения алгоритма нужно предварительное тестирование, участниками которого несознательно становятся пользователи.  

Как платные посты делают революции 

Существует мнение, что Майдан был Facebook-революцией, ведь именно в соцсетях координировались движения волонтёров, и именно с поста тогдашнего журналиста Мустафы Найема, который призывал людей выйти на Майдан, начинались события.

В последствии выяснилось, что некий Владимир Компаниец (активист совета Майдана), заплатил Facebook 600 долларов, чтобы пост Мустафы Найема, был показан как можно более широкой аудитории.  

Ладно, давайте серьезно. Вот кто сегодня до полуночи готов выйти на Майдан? Лайки не считаются. Только комментарии под э... Posted by Mustafa Nayyem on Thursday, November 21, 2013

 

Во время Майдана важная информации часто распространялась в соцсетях за деньги. Команда страницы «Евромайдан» в Facebook рассказала в интервью изданию Ain.ua, что регулярно использовала платное продвижение постов, и их охват в пиковые моменты доходил до миллиона просмотров. По словам Светланы Матвиенко, тот же Компаниец утверждал в одном из интервью, что потратил на промо постов более 1000 долларов. Деньги эти платились, чтобы обойти коммерческий алгоритм, который не даёт важной информации пробиться к пользователям.

Тролли и Facebook-воины  

Когда только начинались события на Майдане, в западной прессе было очень много разговоров о том, что вот-вот начнётся кибервойна между Украиной и Россией. В примеры приводились известные случаи кибератак на Грузии со стороны России в 2008-м году, а также атака на компьютерные системы государственных учреждений Эстонии в 2007-м, во время обострения российско-эстонских отношений. Тогда хакеры на некоторое время вывели из строя сайты парламента, министерств, банковских учреждений, средств массовой информации.  

Но в Украине полномасштабной кибервойны так и не случилось, все ограничилось троллингом – бесконечными провокациями на постах известных личностей, закрытие их аккаунтов по жалобах фиктивных пользователей. 

Известно, что в Санкт-Петербурге работает целая фабрика троллей, которая создаёт якобы «украинские» новости на сайтах и в соцсетях. В штате этого «медиахолдинга» числятся блогеры, контент- менеджеры, СЕО-специалисты и иллюстраторы-создатели патриотических демотиваторов. Там же делаются сайты «Антимайдан» и «Новостное агентство Харькова».  

Украинская сторона также начала выращивать собственные «кибервойска». В мае 2014 государство узаконило отряд «киберзащитников» CERT-UA, которому был присвоен официальный статус в составе Госспецсвязи. У организации уже есть некоторые заслуги – во время досрочных президентских выборов в Украине в 2014 специалисты CERT-UA обезвредили хакерские атаки на официальный сайт ЦИК и автоматизированную систему «Выборы». А на счету волонтерской организации «Украинские кибервойска» еще больше успехов: взломанные сайты террористов «ДНР» и «ЛНР», скопированная информация серверов МВД России, проникновение на сайт Министерства обороны РФ, контроль над веб-камерами Донбасса, Крыма и Москвы. 

  

Комментарии

Републикация
Закрыть
Правила републикации материала
  • 1MYMEDIA приветствует использование, перепечатывание и распространение материалов, опубликованных на нашем сайте.
  • 2Обязательным условием использования материалов MYMEDIA является указание их авторства, ресурса mymedia.org.ua как первоисточника и размещение активной ссылки на оригинал материала на нашем сайте.
  • 3Если републикуется лишь часть материала, это обязательно указывается в тексте.
  • 4Не допускаются изменения содержания, имен или фактов, наведенных в материале, а также другие его трансформации, которые влекут за собой искажение смысла и замысла автора.
  • 5MYMEDIA оставляет за собой право в любое время отозвать разрешение на использование материала.

Как создаются Facebook-тренды и почему мы читаем о новой девушке Джастина Бибера, пропуская по-настоящему важные новости? Об этом на лекции во Львове рассказывала исследователь медиа и профессор университета Западного Онтарио Светлана Матвиенко.  

Всесильный алгоритм

В 2013 году Сирии из-за химической атаки погибло более 1400 человек. В тот же день американская певица Майли Сайрус исполнила провокационный танец на церемонии награждения MTV Video Music Awards. Позже выяснилось, что 12% просмотров всех новостей в США тогда пришлось на выступление Сайрус, и только 1% – на события в Сирии. Хотя материалов о последнем появилось в два раза больше. Важную роль в такой «расстановке сил» сыграл Facebook, который является основным источником траффика для многих изданий, и очень избирательно показывает новости.   

Miley Cyrus vs Syria
Фото - nymag.com
 
Сам инцидент наталкивает на мысль, что незначительные, но искусственно раскрученные события могут становиться ширмой для прикрытия непопулярных политических решений. Ведь благодаря алгоритму Facebook провокационные новости распространяются намного проще и быстрее, чем тяжелые, но важные темы.
 

Известно, что решая, кому что показывать, алгоритм опирается 5 категорий: интерес читателя к тому, кто опубликовал пост; успех поста среди других пользователей; успешность предыдущих постов автора; типы постов, которые предпочитает пользователь; насколько давно пост был опубликован.  

В последнее время сами создатели Facebook перестали использовать термин «алгоритм», заменив его на «искусственный интеллект». И не спроста – помимо того, что алгоритм использует высокие технологии для глубокого анализа (например, технологию отслеживания движения глаз пользователей, чтобы вычислить, сколько времени они смотрят на пост в ленте), он также способен самосовершенствоваться. Чем больше действий вы совершаете или не совершаете на Facebook, тем больше материала для анализа вы даёте машине, и тем быстрее она научится вас понимать.  

Поэтому на вопросы, почему в вашей ленте превалирует информация о новой девушке Джастина Бибера, разработчики разводят руками – мол, кликайте лучше.  

Facebook-эксперименты над пользователями 

Иногда методы анализа алгоритма приводят к большим скандалам. В 2014 году вышла публикация об эксперименте Facebook над эмоциями пользователей. Соавтором статьи был один из сотрудников Facebook, имеющий доступ к внутренним процессам компании. Оказалось, что корпорация ставила эксперимент над более чем полумиллионом ничего не подозревающих пользователей.  

Участников эксперимента разделили на тех, кто будет регулярно получать преимущественно позитивные новости, и тех, кому достанутся негативные. Исследователи хотели проверить, возможно ли «эмоциональное заражение» (передача продолжительных настроений, таких как депрессия или счастье) в социальной сети. Результаты оказались вполне предсказуемы: те, кому уменьшили в ленте выдачу позитивных новостей, начали писать больше негативных постов, а остальные наоборот – создавать больше положительных публикаций.  

Facebook заверил, что исследование провели, чтобы «улучшить сервис и сделать контент новостной ленты более релевантным и вовлекающим». Более того, оно проходило в рамках политики использования данных Facebook. Мол, каждый, кто создает аккаунт, соглашается, что его данные будут использованы в исследованиях. 

Однако с этими утверждениями не согласились юристы, интернет-активисты и политики, поднявшие вопрос о массовой манипуляции сознанием, которая может быть использована в любых целях, в том числе коммерческих и политических. К тому же, критики считают, что люди должны быть проинформированы об участии в экспериментах и давать на это согласие.

Светлана Матвиенко подчеркивает, что это лишь единичный случай, который получил публичную огласку, а ведь алгоритм меняется и совершенствуется каждый день. Какие-то из нововведений публикуются, остальные навсегда остаются тайной. Ведь для любого изменения алгоритма нужно предварительное тестирование, участниками которого несознательно становятся пользователи.  

Как платные посты делают революции 

Существует мнение, что Майдан был Facebook-революцией, ведь именно в соцсетях координировались движения волонтёров, и именно с поста тогдашнего журналиста Мустафы Найема, который призывал людей выйти на Майдан, начинались события.

В последствии выяснилось, что некий Владимир Компаниец (активист совета Майдана), заплатил Facebook 600 долларов, чтобы пост Мустафы Найема, был показан как можно более широкой аудитории.  

Ладно, давайте серьезно. Вот кто сегодня до полуночи готов выйти на Майдан? Лайки не считаются. Только комментарии под э... Posted by Mustafa Nayyem on Thursday, November 21, 2013

 

Во время Майдана важная информации часто распространялась в соцсетях за деньги. Команда страницы «Евромайдан» в Facebook рассказала в интервью изданию Ain.ua, что регулярно использовала платное продвижение постов, и их охват в пиковые моменты доходил до миллиона просмотров. По словам Светланы Матвиенко, тот же Компаниец утверждал в одном из интервью, что потратил на промо постов более 1000 долларов. Деньги эти платились, чтобы обойти коммерческий алгоритм, который не даёт важной информации пробиться к пользователям.

Тролли и Facebook-воины  

Когда только начинались события на Майдане, в западной прессе было очень много разговоров о том, что вот-вот начнётся кибервойна между Украиной и Россией. В примеры приводились известные случаи кибератак на Грузии со стороны России в 2008-м году, а также атака на компьютерные системы государственных учреждений Эстонии в 2007-м, во время обострения российско-эстонских отношений. Тогда хакеры на некоторое время вывели из строя сайты парламента, министерств, банковских учреждений, средств массовой информации.  

Но в Украине полномасштабной кибервойны так и не случилось, все ограничилось троллингом – бесконечными провокациями на постах известных личностей, закрытие их аккаунтов по жалобах фиктивных пользователей. 

Известно, что в Санкт-Петербурге работает целая фабрика троллей, которая создаёт якобы «украинские» новости на сайтах и в соцсетях. В штате этого «медиахолдинга» числятся блогеры, контент- менеджеры, СЕО-специалисты и иллюстраторы-создатели патриотических демотиваторов. Там же делаются сайты «Антимайдан» и «Новостное агентство Харькова».  

Украинская сторона также начала выращивать собственные «кибервойска». В мае 2014 государство узаконило отряд «киберзащитников» CERT-UA, которому был присвоен официальный статус в составе Госспецсвязи. У организации уже есть некоторые заслуги – во время досрочных президентских выборов в Украине в 2014 специалисты CERT-UA обезвредили хакерские атаки на официальный сайт ЦИК и автоматизированную систему «Выборы». А на счету волонтерской организации «Украинские кибервойска» еще больше успехов: взломанные сайты террористов «ДНР» и «ЛНР», скопированная информация серверов МВД России, проникновение на сайт Министерства обороны РФ, контроль над веб-камерами Донбасса, Крыма и Москвы. 

  

Копировать в буфер обмена
Подписаться на новости
Закрыть
Отписаться от новостей
Закрыть
Опрос
Закрыть
  • 1Какой стол вам нравится?*
  • 2На каком стуле вам удобнее сидеть?*
    На кресле
    На электрическом стуле
    На табуретке
  • 3Как вы провели лето? *