Статьи
Чего редактор хочет от журналиста, что отличает хороший текст от плохого и как удержать читателя – этому посвящены советы, которые подготовило издание Newsthinking. Пройдитесь по списку, проверьте, сколько из них используете вы, а о чем забываете. 

1. Не нужно анонсировать цитату. Это пустая трата бумаги и времени читателя. Например, не делайте так: «Миссис Смит сказала, что не помнит, когда последний раз была так польщена: “Мне уже много лет не делали таких комплиментов”, – сказала она». 
 
2. Скучное, но важное, пишите коротко. Комбинируйте такие детали с интересными. Они есть в каждом материале.
 
Важно не собирать все скучные детали в одном месте, а равномерно размещать по тексту, перемешивая с интересными.
 
Например: «Мистер Смит несколько месяцев проучился в Северном государственном педагогическом колледже перед тем, как попал в армию. Он служил в 86-м пехотном полку “Чёрный Ястреб”. По возвращении, Смит стал жить со своей невестой в автоприцепе. Он закончил школу и подрабатывал смотрителем дартс-стоек на карнавалах». 
 
3. Избегайте размытых и общих слов. «Программа», «Ситуация», «Институция», «Предприятие» – не говорят ничего конкретного и не создают картинку в воображении у читателя.
 
4. Текст должен вызывать эмоцию. Важно, чтобы читатель не просто узнал факты о событии, но и мог почувствовать то, что чувствовали участники: радость, горе, зависть, любовь, ненависть, пикантность ситуации. 
 
5. Одна статья – один фокус. Не пытайтесь вместить больше. Даже если её опубликуют и даже если будут читать, есть большая вероятность, что мультифокус будет раздражать и сбивать с толку читателя.
 
6. Описание статьи должно вмещаться в одно предложение. Не садитесь писать до тех пор, пока это предложение не получится лаконичным и интересным. Иначе текст рискует получиться скучным. 
 
7. Предварительное и пост-редактирование. Предварительное редактирование нужно, чтобы помочь журналисту с фокусом истории. Для этого редактор задаёт вопросы, предлагает подходы перед тем, как журналист приступит к работе. Пост-редактирование – это чаще всего работа над длинными и расфокусированными статьями, просрочившими дедлайн. 
 
8. Успешной историей хотят поделиться вслух. Когда во время завтрака читатель восклицает: «Эй, Марта! Ты должна это слышать!» – это успех. 
 
9. Выкидывайте неэффективные цитаты. Слишком длинные, бессвязные, туманные или очевидные. Автор всегда может лаконично суммировать или перефразировать сказанное.
 
10. Завершите заметку забавной глупостью или шуткой. Они удачно увенчают серьезные и истории и оставят читателю хорошее послевкусие. 
 
11. Иногда приходится убивать свои «лучшие» фрагменты. Часто, ими бывают описания или отхождения от темы. Журналистам может казаться, что именно эти отрывки наиболее интересны. Возможно, но не в этой истории. 
 
12. Не ленитесь писать лид. «Это», «Здесь» и «Эта история о...» – ленивые способы написания лида. Конечно, иногда это лучший подход. Но редко. 
 
13. Используйте универсальные метафоры, которые будут понятны большинству читателей. 
 
14. Иллюстрируйте текст микропримерами. Изучите пример в деталях. Убедитесь, что он ассоциируется с более широкой проблемой или вопросом, которые вы затрагиваете в тексте. Такой подход вызывает у читателя ощущение сопричастности с ерсонажами или конфликтами. 
 
15. Играйтесь с нарративами. Нарратив – это когда история рассказывается в хронологическом порядке от начала до конца. Это формат сказок, там есть начало, середина и конец. Но есть и другой вид нарратива: вначале подается краткое изложение истории, а затем по порядку раскрывается сюжет и детали. Нарративы притягивают читателей, потому что у многих до сих пор есть детское желание узнать, «что же случилось дальше?»
 
16. Сориентировать читателя нужно быстро. Статья – это не кино, где свет может постепенно гаснуть перед началом просмотра. Вам наоборот нужно резко вырвать читателей из их реальности, и всего за пару секунд ввести в курс того, о чем собираетесь рассказать. Длинные запутанные лиды лишь раздражают и отбивают интерес. 
 
17. Цитируйте прямо и в реальном времени. Есть два способа оформлять цитаты: прямая речь и пересказ. Первый работает лучше, потому что позволяет читателю оказаться в гуще событий. Пример: «”Чёрт побери”, – прошептал мэр своему пресс-ассистенту за несколько минут до выступления, – “Я забыл свои заметки”». Это прямая цитата. Теперь то же самое в форме пересказа: «”Мэр сообщил мне за несколько секунд до выступления, что забыл свои заметки”, – сказал пресс-секретарь Боб Берг». 
 
18. Не злоупотребляйте атрибуцией. «Смита поместили в палату с хорошими условиями, сообщил представитель клиники». Атрибуция нужна только в том случае, если читателю важно знать источник информации, или если за слова источник несет правовую ответственность. 
 
19. Используйте сильные глаголы, которые встряхнут воображение читателя. Большинство газетных глаголов – слабые. 
 
20. Лучшие цитаты – те, которые вспоминаются без шпаргалок. Не пишите бесконечных цитат, пусть они лучше будут короткими, но яркими. Цитаты – это приправы. Пара мощных цитат может хорошо разойтись.
 
Когда садитесь писать текст, не перерывайте свои записи в поиске цитат, лучше напишите те, которые и так помните.
 
Остальные цитаты можете либо выкинуть, либо перефразировать.
 
21. Пишите так, чтобы можно было читать вслух. Не важно, в баре или в суде – текст должен быть ясным и прямым, а предложения перетекать настолько плавно, чтобы не нужно было волноваться, в каком месте перевести дыхание. 
 
22. Описывайте события, как личный опыт. Большинство событий мы пропускаем, но их всё равно можно хорошо описать. Для этого можно использовать либо цитаты-постфактумы от свидетелей, либо восстановить происходящее, взяв интервью у участников. Выспросите у них визуальные и слуховых детали, звуки, запахи и ощущения. Из этого можно написать текст, который создаст ощущение присутствия. 
 
23. Пишите простыми предложениями. У лучших предложений нет знаков препинания. У худших их множество. Читателям проще понять простые предложения. 
 
24. Ставьте чёткие цели и планируйте текст. Даже если у вас есть лид, но нет чёткого плана действий – ваш текст получится запутанным. Иногда настолько, что редактор не сможет найти выход. Но читатель может всегда.
 
25. Избегайте «лежачих полицейских» в тексте: длинных заголовков, недообъяснённых цифр, профессиональных жаргонизмов, размытых слов, непонятных абзацев или новых цитат персонажа, который был представлен слишком давно, чтобы быстро вспомнить, кто он вообще такой. Все это замедляет читателя.
 
26. Не включайте детали в лид. Там не должно быть возрастов, мест рождения, жаргонных слов, имён политиков с длинными названиями должностей. Такие лиды непривлекательны. 
 
27. Не переусердствуйте с «говорящими головами». Обычно, в тексте это выглядит, как цитаты безликих людей, у которых есть имя, длинное звание и длинные размытые цитаты. Чаще всего это встречается либо в статьях-реакциях на какие-то события, либо когда автор хочет показать, что взял много комментариев для материала.
 
Читать такой материал, всё равно, что пойти на большую вечеринку, пожать руки сотне человек и в итоге ни с кем по-настоящему не познакомиться.
 
28. Важно не наличие деталей, а их качество. Многим авторам кажется, что лучше неудачная деталь, чем никакой. Это неправда. Деталь нужна только для того, чтобы раскрывать людей и ситуации. Если она ничего не говорит, уберите её. 
 
29. Пользуйтесь правилом 2-3-1 для расставления акцентов в тексте. Самые эффектные и резонансные слова и фразы всегда выносите в конец предложения – это самое сильное место в тексте. Второе по силе – начало, а середина самая слабая. То же правило касается абзацев и всего текста в целом. 
 
30. Указывайте род занятий, а не должность. Иногда должности могут звучать настолько нелепо, что намного вразумительнее просто пояснить, чем человек зарабатывает на жизнь. 
 
31. Описывайте цифры примерами. Помогите читателям понять, что значат ваши цифры. Скажите, что 100000 больных СПИДом могут заполнить стадион Мичиганского университета. Объясните, что 3 унции мяса в день – рекомендованный дневной максимум – размером примерно с колоду карт. 
 
32. Объявляйте источники информации вначале, и только затем приступайте к истории. Примеры: «Полиция описала инцидент так», «Полиция и свидетели так описали произошедшее», «Эксперты дали следующее объяснение». 
 
33. У истории должен быть голос. Иногда это голос человека после обеда, который говорит целый час, пока окружающие ерзают на стульях и молятся о спасении. Хорошее издание говорит многими голосами. Но это должны быть голоса людей, говорящих с умными друзьями о том, что нового они узнали о мире. 
 
34. Просто пишите. Не смотрите в свои заметки. Просто расскажите, что случилось. Не переживайте о грамматике, синтаксисе и прочих мелочах. Уже после того, как закончите, редактируйте и полируйте текст. Многие сначала вываливают всё, что у них было в заметках, и только потом делают из этого историю. Это не разумно. 
.
 

Комментарии

Републикация
Закрыть
Правила републикации материала
  • 1MYMEDIA приветствует использование, перепечатывание и распространение материалов, опубликованных на нашем сайте.
  • 2Обязательным условием использования материалов MYMEDIA является указание их авторства, ресурса mymedia.org.ua как первоисточника и размещение активной ссылки на оригинал материала на нашем сайте.
  • 3Если републикуется лишь часть материала, это обязательно указывается в тексте.
  • 4Не допускаются изменения содержания, имен или фактов, наведенных в материале, а также другие его трансформации, которые влекут за собой искажение смысла и замысла автора.
  • 5MYMEDIA оставляет за собой право в любое время отозвать разрешение на использование материала.
Чего редактор хочет от журналиста, что отличает хороший текст от плохого и как удержать читателя – этому посвящены советы, которые подготовило издание Newsthinking. Пройдитесь по списку, проверьте, сколько из них используете вы, а о чем забываете. 

1. Не нужно анонсировать цитату. Это пустая трата бумаги и времени читателя. Например, не делайте так: «Миссис Смит сказала, что не помнит, когда последний раз была так польщена: “Мне уже много лет не делали таких комплиментов”, – сказала она». 
 
2. Скучное, но важное, пишите коротко. Комбинируйте такие детали с интересными. Они есть в каждом материале.
 
Важно не собирать все скучные детали в одном месте, а равномерно размещать по тексту, перемешивая с интересными.
 
Например: «Мистер Смит несколько месяцев проучился в Северном государственном педагогическом колледже перед тем, как попал в армию. Он служил в 86-м пехотном полку “Чёрный Ястреб”. По возвращении, Смит стал жить со своей невестой в автоприцепе. Он закончил школу и подрабатывал смотрителем дартс-стоек на карнавалах». 
 
3. Избегайте размытых и общих слов. «Программа», «Ситуация», «Институция», «Предприятие» – не говорят ничего конкретного и не создают картинку в воображении у читателя.
 
4. Текст должен вызывать эмоцию. Важно, чтобы читатель не просто узнал факты о событии, но и мог почувствовать то, что чувствовали участники: радость, горе, зависть, любовь, ненависть, пикантность ситуации. 
 
5. Одна статья – один фокус. Не пытайтесь вместить больше. Даже если её опубликуют и даже если будут читать, есть большая вероятность, что мультифокус будет раздражать и сбивать с толку читателя.
 
6. Описание статьи должно вмещаться в одно предложение. Не садитесь писать до тех пор, пока это предложение не получится лаконичным и интересным. Иначе текст рискует получиться скучным. 
 
7. Предварительное и пост-редактирование. Предварительное редактирование нужно, чтобы помочь журналисту с фокусом истории. Для этого редактор задаёт вопросы, предлагает подходы перед тем, как журналист приступит к работе. Пост-редактирование – это чаще всего работа над длинными и расфокусированными статьями, просрочившими дедлайн. 
 
8. Успешной историей хотят поделиться вслух. Когда во время завтрака читатель восклицает: «Эй, Марта! Ты должна это слышать!» – это успех. 
 
9. Выкидывайте неэффективные цитаты. Слишком длинные, бессвязные, туманные или очевидные. Автор всегда может лаконично суммировать или перефразировать сказанное.
 
10. Завершите заметку забавной глупостью или шуткой. Они удачно увенчают серьезные и истории и оставят читателю хорошее послевкусие. 
 
11. Иногда приходится убивать свои «лучшие» фрагменты. Часто, ими бывают описания или отхождения от темы. Журналистам может казаться, что именно эти отрывки наиболее интересны. Возможно, но не в этой истории. 
 
12. Не ленитесь писать лид. «Это», «Здесь» и «Эта история о...» – ленивые способы написания лида. Конечно, иногда это лучший подход. Но редко. 
 
13. Используйте универсальные метафоры, которые будут понятны большинству читателей. 
 
14. Иллюстрируйте текст микропримерами. Изучите пример в деталях. Убедитесь, что он ассоциируется с более широкой проблемой или вопросом, которые вы затрагиваете в тексте. Такой подход вызывает у читателя ощущение сопричастности с ерсонажами или конфликтами. 
 
15. Играйтесь с нарративами. Нарратив – это когда история рассказывается в хронологическом порядке от начала до конца. Это формат сказок, там есть начало, середина и конец. Но есть и другой вид нарратива: вначале подается краткое изложение истории, а затем по порядку раскрывается сюжет и детали. Нарративы притягивают читателей, потому что у многих до сих пор есть детское желание узнать, «что же случилось дальше?»
 
16. Сориентировать читателя нужно быстро. Статья – это не кино, где свет может постепенно гаснуть перед началом просмотра. Вам наоборот нужно резко вырвать читателей из их реальности, и всего за пару секунд ввести в курс того, о чем собираетесь рассказать. Длинные запутанные лиды лишь раздражают и отбивают интерес. 
 
17. Цитируйте прямо и в реальном времени. Есть два способа оформлять цитаты: прямая речь и пересказ. Первый работает лучше, потому что позволяет читателю оказаться в гуще событий. Пример: «”Чёрт побери”, – прошептал мэр своему пресс-ассистенту за несколько минут до выступления, – “Я забыл свои заметки”». Это прямая цитата. Теперь то же самое в форме пересказа: «”Мэр сообщил мне за несколько секунд до выступления, что забыл свои заметки”, – сказал пресс-секретарь Боб Берг». 
 
18. Не злоупотребляйте атрибуцией. «Смита поместили в палату с хорошими условиями, сообщил представитель клиники». Атрибуция нужна только в том случае, если читателю важно знать источник информации, или если за слова источник несет правовую ответственность. 
 
19. Используйте сильные глаголы, которые встряхнут воображение читателя. Большинство газетных глаголов – слабые. 
 
20. Лучшие цитаты – те, которые вспоминаются без шпаргалок. Не пишите бесконечных цитат, пусть они лучше будут короткими, но яркими. Цитаты – это приправы. Пара мощных цитат может хорошо разойтись.
 
Когда садитесь писать текст, не перерывайте свои записи в поиске цитат, лучше напишите те, которые и так помните.
 
Остальные цитаты можете либо выкинуть, либо перефразировать.
 
21. Пишите так, чтобы можно было читать вслух. Не важно, в баре или в суде – текст должен быть ясным и прямым, а предложения перетекать настолько плавно, чтобы не нужно было волноваться, в каком месте перевести дыхание. 
 
22. Описывайте события, как личный опыт. Большинство событий мы пропускаем, но их всё равно можно хорошо описать. Для этого можно использовать либо цитаты-постфактумы от свидетелей, либо восстановить происходящее, взяв интервью у участников. Выспросите у них визуальные и слуховых детали, звуки, запахи и ощущения. Из этого можно написать текст, который создаст ощущение присутствия. 
 
23. Пишите простыми предложениями. У лучших предложений нет знаков препинания. У худших их множество. Читателям проще понять простые предложения. 
 
24. Ставьте чёткие цели и планируйте текст. Даже если у вас есть лид, но нет чёткого плана действий – ваш текст получится запутанным. Иногда настолько, что редактор не сможет найти выход. Но читатель может всегда.
 
25. Избегайте «лежачих полицейских» в тексте: длинных заголовков, недообъяснённых цифр, профессиональных жаргонизмов, размытых слов, непонятных абзацев или новых цитат персонажа, который был представлен слишком давно, чтобы быстро вспомнить, кто он вообще такой. Все это замедляет читателя.
 
26. Не включайте детали в лид. Там не должно быть возрастов, мест рождения, жаргонных слов, имён политиков с длинными названиями должностей. Такие лиды непривлекательны. 
 
27. Не переусердствуйте с «говорящими головами». Обычно, в тексте это выглядит, как цитаты безликих людей, у которых есть имя, длинное звание и длинные размытые цитаты. Чаще всего это встречается либо в статьях-реакциях на какие-то события, либо когда автор хочет показать, что взял много комментариев для материала.
 
Читать такой материал, всё равно, что пойти на большую вечеринку, пожать руки сотне человек и в итоге ни с кем по-настоящему не познакомиться.
 
28. Важно не наличие деталей, а их качество. Многим авторам кажется, что лучше неудачная деталь, чем никакой. Это неправда. Деталь нужна только для того, чтобы раскрывать людей и ситуации. Если она ничего не говорит, уберите её. 
 
29. Пользуйтесь правилом 2-3-1 для расставления акцентов в тексте. Самые эффектные и резонансные слова и фразы всегда выносите в конец предложения – это самое сильное место в тексте. Второе по силе – начало, а середина самая слабая. То же правило касается абзацев и всего текста в целом. 
 
30. Указывайте род занятий, а не должность. Иногда должности могут звучать настолько нелепо, что намного вразумительнее просто пояснить, чем человек зарабатывает на жизнь. 
 
31. Описывайте цифры примерами. Помогите читателям понять, что значат ваши цифры. Скажите, что 100000 больных СПИДом могут заполнить стадион Мичиганского университета. Объясните, что 3 унции мяса в день – рекомендованный дневной максимум – размером примерно с колоду карт. 
 
32. Объявляйте источники информации вначале, и только затем приступайте к истории. Примеры: «Полиция описала инцидент так», «Полиция и свидетели так описали произошедшее», «Эксперты дали следующее объяснение». 
 
33. У истории должен быть голос. Иногда это голос человека после обеда, который говорит целый час, пока окружающие ерзают на стульях и молятся о спасении. Хорошее издание говорит многими голосами. Но это должны быть голоса людей, говорящих с умными друзьями о том, что нового они узнали о мире. 
 
34. Просто пишите. Не смотрите в свои заметки. Просто расскажите, что случилось. Не переживайте о грамматике, синтаксисе и прочих мелочах. Уже после того, как закончите, редактируйте и полируйте текст. Многие сначала вываливают всё, что у них было в заметках, и только потом делают из этого историю. Это не разумно. 
.
 
Копировать в буфер обмена
Подписаться на новости
Закрыть
Отписаться от новостей
Закрыть
Опрос
Закрыть
  • 1Какой стол вам нравится?*
  • 2На каком стуле вам удобнее сидеть?*
    На кресле
    На электрическом стуле
    На табуретке
  • 3Как вы провели лето? *