Статьи
Преследуемые цензурой, журналисты по всей Анатолии изо всех сил пытаются пролить свет на коррупцию и обсудить местные проблемы.Они отказались притихнуть, но с каждым уходящим годом турецкие оппозиционные СМИ всё больше сталкиваются с угрозами, увольнениями и злостной клеветой.

Мало кто из журналистов, однако, протестовал против своего положения так же рьяно, как Ферит Тундж.

Сидя за рулем фургона для доставки с нарисованным слоганом «Остановим коррупцию!», этот тридцатидвухлетний мужчина недавним летним днем лавировал по улицам Батмана, своего родного города, а динамик на крыше громко играл курдские народные гимны, разнося их по петляющим переулкам и магазинчикам этого юго-восточного города.

Тундж прищурил глаза за очками, желая хоть мельком увидеть, как прохожий машет ему рукой. «Всего пару недель назад никто не знал, кто я такой», - говорит он. – «Теперь они меня  иногда приветствуют».

По словам Тунджа, с тех пор, как год назад его местная газета начала публиковать статьи о коррупции среди чиновников, его преследуют местные власти, что привело его на грань банкротства

Хотя его сообщения о коррупции и были доказаны в суде, государство лишило его прибыли от рекламы, местные чиновники подают десятки исков за клевету, а основной деловой партнер прекратил оказывать газете финансовую поддержку.

В ответ Тундж решил баллотироваться в парламент на сегодняшних всеобщих выборах, чтобы обнародовать свои планы и повысить информированность людей о степени цензуры местной прессы в Турции.

«Люди часто рассуждают о том, что турецкая пресса прогнила на верхах, но на самом деле она прогнила целиком», - сказал он, пытаясь перекричать предвыборную музыку, что гремела из его фургона. – «Люди в этом городе потеряли право говорить об актуальных для них проблемах».

Конечно, для того, чтобы показать упадок свободы прессы в Турции, не нужен громогласный предвыборный гимн.

Ранее в этом году правозащитная организация «Репортеры без границ» поставила Турцию на 149 место среди 180 стран в своем рейтинге свободы прессы.

В прямом телеэфире на прошлой неделе президент Турции РеджепТайип Эрдоган поклялся, что Джан Дюндар, главный редактор ежедневной газеты Cumhuriyet, «заплатит высокую цену» за публикацию видео, на котором турецкие силы безопасности, судя по всему, перевозят боеприпасы исламистским боевикам в Сирии. Несколькими днями позже адвокат Эрдогана потребовал, чтобы Дюндар понес поистине кафкианское наказание в 2 пожизненных срока и 42 года заключения за свою репортерскую работу.

Но если риски, связанные с «высшим пилотажем» журналистики, предельно ясны, то опыт Тунджа показывает, что даже скромный независимый репортаж может обернуться кошмаром.

 
Кошмар местных новостей


 
Когда Тундж, выпускник факультета журналистики Мармарского университета, ушел из местного рекламного бизнеса и в сентябре 2013 года основал газету YönGazetesi, он нанял восемь сотрудников, заручился поддержкой местного бизнесмена и надеялся получить аккредитацию в местном Управлении прессы и информационных бюллетеней (BIK), которое выдает местным газетам около 10000 лир ($3750) в месяц на публикацию официальных объявлений и рекламы от государственных компаний вроде TurkishAirlines, TurkTelekom и Halkbank.

Праведный курд, он восхваляет экономические достижения Партии справедливости и развития, но надеется, что прокурдская Народно-демократическая партия (НДП) в воскресенье сможет получить 10 процентов голосов, урезав амбиции президента Эрдогана.

Детство, проведенное в горькой нужде, сделало Тунджа убежденным скептиком в отношении обещаний политиков, и, как он признается, «по правде говоря, я не голосовал на выборах начиная с 2007 года».

В мае 2014 года, однако, Тундж написал статью из 800 слов, которая быстро втянула его в водоворот местной политики.

История касалась государственного Батманского университета, который незадолго до этого назначил дочь ректора Абдюсселама Улуджама на должность в управлении кадрами этого учебного заведения.

Ее соперник-кандидат на эту должность подал на университет в суд, утверждая, что дочь Улуджама не набрала достаточно баллов на отборочном экзамене и фальсифицировала документы, которые приложила к заявлению.

«Ни одна из четырех остальных газет Батмана не сообщила об этом случае», - отметил Тундж. – «Теперь я знаю, почему. Я написал эту статью меньше чем за час, но до сих пор чувствую последствия». Ректор Улуджамвскоре подал в суд три отдельных иска противYönGazetesi, а университет разместил в четырех местных газетах объявление размером на страницу, в котором опроверг вышеупомянутый репортаж.

Позже суд отказал Улуджаму в рассмотрении исков, а в мае текущего года Батманский университет был вынужден уволить дочь ректора после того, как суд вынес решение не в пользу этого учебного заведения.

Вместе с тем, с тех пор, как YönGazetesi опубликовала вышеупомянутую статью, она лишилась рекламы государственных компаний, на размещение которой когда-то рассчитывала.

«Мы продолжили печатать репортажи о коррупции, и BIK попросту перекрыло кран», - заметил Тундж

Иностранному читателю репортажи в этой газете вряд ли покажутся противоречивым материалом. В прошлом году против Тунджа был подан судебный иск после статьи о том, что городской музей Батмана по непонятным причинам платит за продукты питания для своего кафетерия цену, вдвое превышающую рыночную.

«За последний год против газеты возбуждено 10 судебных дел за публикацию критических материалов. По всем семи законченным делам наша газета была оправдана», - сказал Тундж. – «Вместе с тем, от ВІК до сих пор нет никакого ответа по поводу получения средств на рекламу. Это обескураживает, потому что большинство людей читают новости в интернете, и государственные деньги – спасательный круг для местного журналиста».

Сославшись на отсутствие государственной поддержки, единственный деловой партнер Тунджа в конце прошлого года отказал в дальнейшей помощи, в результате чегоYönGazetesiувязла в долгах. «Сейчас у газеты 12000 лир ($4500) неоплаченных месячных расходов, большинство которых превратились в задолженность», - замечает один из сотрудников Тунджа.


 
BIK: «инструмент наказания оппозиционных газет»
 

После того, как правящая Партия справедливости и развития (ПСР) в 2002 году пришла к власти, BIK стало мощным инструментом финансирования местных журналистов по всей Анатолии.

В сентябре прошлого года Заместитель Премьер-Министра Бюлент Ариндж похвастался тем, что за последнее десятилетие BIK увеличило число газет, получающих доходы от размещения государственной рекламы, с 820 до 1200, а в апреле текущего года BIK выдало 174 задолжавшим журналистом по всей Турции помощь в размере более 730 тыс. лир ($275,000).

Вместе с тем, в адрес этого учреждения звучит много критики. В январе Nielsen, фирма, составляющая рейтинги СМИ, опубликовала отчет, в котором сравниваются объемы доходов от государственной рекламы, выделенные национальным газетам в 2014 году.

Это исследование показало, что газете Star, которая энергично поддерживает ПСР, было выделено в 120 раз больше государственной рекламы, чем оппозиционной ежедневной газете Sözcü, хотя тираж последней в три раза больше.

Оппозиционная ежедневная газета Zaman, связанная с движением Гюлена, получила в шестнадцать раз меньше доходов от рекламы, чем проправительственная Sabah, хотя ее официальный тираж втрое превышает тираж Sabah

Пинар Тюрендж, президент Совета по делам прессы – турецкого наблюдательного органа в сфере СМИ– сказала Р24, что величайшим противоречием BIK является предложенный этим учреждением Закон «Об этике прессы», который «вполне может быть инструментом для наказания оппозиционных газет». Она подчеркнула, что этот закон позволяет BIK запрещать газете размещать рекламу в течение максимум двух месяцев за одно данное правонарушение, однако зачастую срок действия этого запрета продлевается безо всяких на то оснований.

Обвинения в тесных связях между правящей в Турции Партией справедливости и развития (ПСР) и BIK по меньшей мере усилились в феврале, когда бывший президент BIK Мехмет Аталай ушел в отставку со своей должности, надеясь стать кандидатом на выборах от ПСР. Партия, однако, не выдвинула его на выборы.

На многочисленные просьбы Р24 об интервью для подготовки этой статьи BIK не ответило.

 
Беспрецедентный протест
 

Твердо решив выступить против ВІК в начале этого года, Yön Gazetesi обратилась к беспрецедентной форме протеста.

В январе газета начала заменять свои заголовки традиционными турецкими рецептами, давая читателям рекомендации о наилучшем способе приготовления «кебаба из губернатора» и десерта из шербета, который газета сатирически окрестила «пальцем депутата».

«Вначале люди не заметили, что мы делаем», - сказал Тундж. – «Но через полтора месяца читатели начали говорить о том, что с нами происходит». Такой протест принес успех, убедив группу местных бизнесменов выделить спонсорские средства на покрытие расходов газеты за март, апрель и май месяцы.

Журналист надеется извлечь такую же пользу из своей нынешней избирательной кампании. «Я солгал бы, если бы сказал, что буду голосовать за тебя на этих выборах», - сказал Тунджу один местный бизнесмен, приехав к нему в офис. – «Но могут быть и другие способы, которыми мы можем помочь».

Так везет лишь немногим местным журналистам. Журналист Реджеп Булутиз Кайсери, центрального города Анатолии, заявил, что столкнулся с бойкотом со стороны ВІК после открытия в 2011 году газеты Kayseri Yeni Haber.

«На данный момент мы просто пытаемся устоять на ногах», - сказал он о себе и семерых своих сотрудниках.

Бывший редактор крупнейшего местного телеканала Kayseri, Булут в последние годы яростно критикует местных чиновников ПСР и заявляет, что за последние 12 месяцев против него подано 28 судебных исков и ему пришлось выплатить тысячи лир по делам о клевете. «В результате в суд надо присутствовать  по меньшей мере пять дней в неделю», - сказал он Р24.

В 2014 г. онобнародовал информацию о государственной проверке ненадлежащей технологии строительных работ в полицейском управлении Кайсери. «Иск, поданный против меня, был отклонен практически сразу же», - вспоминает Булут, - «но сейчас, год спустя, дело фактически продолжается. Городские чиновники обращались в многочисленные суды, и я до сих пор вынужден ходить в суд раз в месяц. Как мне делать свою работу, когда я сталкиваюсь с десятками подобных дел?»

Как и YönGazetesi, KayseriYeniHaber пользуется помощью ряда частных сторонников. Этот канал финансирования, однако, ненадежен, «и если ситуация после выборов не изменится, не знаю, как мы будем работать дальше», - признается Булут.

Местные журналисты сталкиваются и с более явными формами цензуры.

Всего за неделю до прошлогодних муниципальных выборов полиция города Болу совершила налет на две оппозиционные газеты, которые часто нацеливали свою критику на Алаадина Йилмаза, мэра-кандидата от ПСР

На следующий день перед их редакциями протестовали местные жители, которых не смогло убедить заявление Йилмаза о том, что закрытие газет связано с нарушением порядка лицензирования.

Мехмет Демирчи, главный редактор закрытой ежедневной газеты BoluHavadis, считает, что выпущенный им в 2012 году репортаж о взяточнике-советнике мэра способствовал увольнению этого чиновника по обвинениям в коррупции в 2013 году. Он отмечает, что выиграл все десять судебных дел, возбужденных против его газеты за последние два года.

Тем не менее, сейчас, через год после полицейского рейда, газета Демирчи остается официально закрытой, а персонал сокращен с четырех сотрудников до одного. «Я веду интернет-издание из дома. Но очень-очень трудно просто поддерживать моральный дух или создавать такой контент», - сказал он Р24.

Другая закрытая городская газета, BoluGündem, вновь открылась в прошлом году, после шестимесячной судебной тяжбы, добавляет Демирчи.

 
Турция «заслуживает более локальной версии политики»


Вернувшись в Батман, Тундж усаживается в своем «избирательном штабе» - кафе недалеко от городского аэропорта. Сидя перед прилепленной к стене безвкусной моделью самолета из папье-маше, он утверждает, что местная цензура удерживает общественность от обсуждения вопросов, которые наиболее сильно влияют на нее.

За исключением мирного процесса, «многие национальные вопросы слишком абстрактны для населения Батмана, поэтому цензура в отношении этих вопросов не вызывает резонанса», - говорит он. – «Но здешние люди достаточно беспокоятся о местных проблемах для того, чтобы они помогли финансировать мою газету».

В Батмане есть масса местных бед для обсуждения, говорит Тундж. Хотя город и осчастливлен строительным бумом и двухлетним перемирием между Анкарой и курдскими повстанцами, он страдает от безработицы, по уровню которой он занимает третье место в стране.

В городе нет крупных промышленных предприятий, однако он входит в число промышленных центров Турции по низкому качеству воздуха. Жители говорят, что всему виной повсеместное использование угольных и дровяных нагревателей.

На сегодняшних выборах избиратели, вне всякого сомнения, отметут эти проблемы в сторону. Как и в двух последних избирательных кампаниях в Турции, эти выборы также послужат референдумом об амбициях президента Эрдогана, а для курдов – о состоянии зашедших в тупик переговоров с курдскими повстанцами.

Турция, однако, заслуживает более локальной версии политики, настаивает Тундж. С этим согласятся многие жители Турции.

На этой неделе стамбульцы массово вышли в социальные сети, протестуя против новой серии современных, уродливых кораблей, которыми начали заменять имеющие для города культовый статус босфорские паромы. Среди этого шума многие заметили, что эти паромы были предложены год назад, лишь для того, чтобы исчезнуть в водовороте национального цикла новостей.

«Люди считают, что им отказывают в праве знать и обсуждать местные проблемы», - говорит Тундж. – «Но сперва вы должны иметь некую форму масс-медиа, которая может сосредоточиться на них и не подвергнуться разрушению»

Это кажется особенно верным для загнанной в уголYönGazetesi, перед которой – растущие долги и перспектива будущих судебных исков. Если новоизбранные депутаты парламента от Батмана не обратят внимание на бедственное положение Тунджа, он подозревает, что в этом году закроет газету.

«Хотя кто его знает, возможно, я 8 июня окажусь в парламенте», - смеется он. – «Думаю, смог бы с этим справиться. Но когда дело касается журналистики, я чувствую, что на меня каждый день нападают. Не уверен, что смогу продолжать эту борьбу».

 
Статья подготовлена при поддержке Программы журналистских расследований «Объектив». Программа является частью проекта www.mymedia.org.ua, который реализуется при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Дании консорциумом  NIRAS и BBC Media Action. Содержание статьи не обязательно отражает взгляды правительства Дании, NIRAS и BBC Media

 

Комментарии

Републикация
Закрыть
Правила републикации материала
  • 1MYMEDIA приветствует использование, перепечатывание и распространение материалов, опубликованных на нашем сайте.
  • 2Обязательным условием использования материалов MYMEDIA является указание их авторства, ресурса mymedia.org.ua как первоисточника и размещение активной ссылки на оригинал материала на нашем сайте.
  • 3Если републикуется лишь часть материала, это обязательно указывается в тексте.
  • 4Не допускаются изменения содержания, имен или фактов, наведенных в материале, а также другие его трансформации, которые влекут за собой искажение смысла и замысла автора.
  • 5MYMEDIA оставляет за собой право в любое время отозвать разрешение на использование материала.
Преследуемые цензурой, журналисты по всей Анатолии изо всех сил пытаются пролить свет на коррупцию и обсудить местные проблемы.Они отказались притихнуть, но с каждым уходящим годом турецкие оппозиционные СМИ всё больше сталкиваются с угрозами, увольнениями и злостной клеветой.

Мало кто из журналистов, однако, протестовал против своего положения так же рьяно, как Ферит Тундж.

Сидя за рулем фургона для доставки с нарисованным слоганом «Остановим коррупцию!», этот тридцатидвухлетний мужчина недавним летним днем лавировал по улицам Батмана, своего родного города, а динамик на крыше громко играл курдские народные гимны, разнося их по петляющим переулкам и магазинчикам этого юго-восточного города.

Тундж прищурил глаза за очками, желая хоть мельком увидеть, как прохожий машет ему рукой. «Всего пару недель назад никто не знал, кто я такой», - говорит он. – «Теперь они меня  иногда приветствуют».

По словам Тунджа, с тех пор, как год назад его местная газета начала публиковать статьи о коррупции среди чиновников, его преследуют местные власти, что привело его на грань банкротства

Хотя его сообщения о коррупции и были доказаны в суде, государство лишило его прибыли от рекламы, местные чиновники подают десятки исков за клевету, а основной деловой партнер прекратил оказывать газете финансовую поддержку.

В ответ Тундж решил баллотироваться в парламент на сегодняшних всеобщих выборах, чтобы обнародовать свои планы и повысить информированность людей о степени цензуры местной прессы в Турции.

«Люди часто рассуждают о том, что турецкая пресса прогнила на верхах, но на самом деле она прогнила целиком», - сказал он, пытаясь перекричать предвыборную музыку, что гремела из его фургона. – «Люди в этом городе потеряли право говорить об актуальных для них проблемах».

Конечно, для того, чтобы показать упадок свободы прессы в Турции, не нужен громогласный предвыборный гимн.

Ранее в этом году правозащитная организация «Репортеры без границ» поставила Турцию на 149 место среди 180 стран в своем рейтинге свободы прессы.

В прямом телеэфире на прошлой неделе президент Турции РеджепТайип Эрдоган поклялся, что Джан Дюндар, главный редактор ежедневной газеты Cumhuriyet, «заплатит высокую цену» за публикацию видео, на котором турецкие силы безопасности, судя по всему, перевозят боеприпасы исламистским боевикам в Сирии. Несколькими днями позже адвокат Эрдогана потребовал, чтобы Дюндар понес поистине кафкианское наказание в 2 пожизненных срока и 42 года заключения за свою репортерскую работу.

Но если риски, связанные с «высшим пилотажем» журналистики, предельно ясны, то опыт Тунджа показывает, что даже скромный независимый репортаж может обернуться кошмаром.

 
Кошмар местных новостей


 
Когда Тундж, выпускник факультета журналистики Мармарского университета, ушел из местного рекламного бизнеса и в сентябре 2013 года основал газету YönGazetesi, он нанял восемь сотрудников, заручился поддержкой местного бизнесмена и надеялся получить аккредитацию в местном Управлении прессы и информационных бюллетеней (BIK), которое выдает местным газетам около 10000 лир ($3750) в месяц на публикацию официальных объявлений и рекламы от государственных компаний вроде TurkishAirlines, TurkTelekom и Halkbank.

Праведный курд, он восхваляет экономические достижения Партии справедливости и развития, но надеется, что прокурдская Народно-демократическая партия (НДП) в воскресенье сможет получить 10 процентов голосов, урезав амбиции президента Эрдогана.

Детство, проведенное в горькой нужде, сделало Тунджа убежденным скептиком в отношении обещаний политиков, и, как он признается, «по правде говоря, я не голосовал на выборах начиная с 2007 года».

В мае 2014 года, однако, Тундж написал статью из 800 слов, которая быстро втянула его в водоворот местной политики.

История касалась государственного Батманского университета, который незадолго до этого назначил дочь ректора Абдюсселама Улуджама на должность в управлении кадрами этого учебного заведения.

Ее соперник-кандидат на эту должность подал на университет в суд, утверждая, что дочь Улуджама не набрала достаточно баллов на отборочном экзамене и фальсифицировала документы, которые приложила к заявлению.

«Ни одна из четырех остальных газет Батмана не сообщила об этом случае», - отметил Тундж. – «Теперь я знаю, почему. Я написал эту статью меньше чем за час, но до сих пор чувствую последствия». Ректор Улуджамвскоре подал в суд три отдельных иска противYönGazetesi, а университет разместил в четырех местных газетах объявление размером на страницу, в котором опроверг вышеупомянутый репортаж.

Позже суд отказал Улуджаму в рассмотрении исков, а в мае текущего года Батманский университет был вынужден уволить дочь ректора после того, как суд вынес решение не в пользу этого учебного заведения.

Вместе с тем, с тех пор, как YönGazetesi опубликовала вышеупомянутую статью, она лишилась рекламы государственных компаний, на размещение которой когда-то рассчитывала.

«Мы продолжили печатать репортажи о коррупции, и BIK попросту перекрыло кран», - заметил Тундж

Иностранному читателю репортажи в этой газете вряд ли покажутся противоречивым материалом. В прошлом году против Тунджа был подан судебный иск после статьи о том, что городской музей Батмана по непонятным причинам платит за продукты питания для своего кафетерия цену, вдвое превышающую рыночную.

«За последний год против газеты возбуждено 10 судебных дел за публикацию критических материалов. По всем семи законченным делам наша газета была оправдана», - сказал Тундж. – «Вместе с тем, от ВІК до сих пор нет никакого ответа по поводу получения средств на рекламу. Это обескураживает, потому что большинство людей читают новости в интернете, и государственные деньги – спасательный круг для местного журналиста».

Сославшись на отсутствие государственной поддержки, единственный деловой партнер Тунджа в конце прошлого года отказал в дальнейшей помощи, в результате чегоYönGazetesiувязла в долгах. «Сейчас у газеты 12000 лир ($4500) неоплаченных месячных расходов, большинство которых превратились в задолженность», - замечает один из сотрудников Тунджа.


 
BIK: «инструмент наказания оппозиционных газет»
 

После того, как правящая Партия справедливости и развития (ПСР) в 2002 году пришла к власти, BIK стало мощным инструментом финансирования местных журналистов по всей Анатолии.

В сентябре прошлого года Заместитель Премьер-Министра Бюлент Ариндж похвастался тем, что за последнее десятилетие BIK увеличило число газет, получающих доходы от размещения государственной рекламы, с 820 до 1200, а в апреле текущего года BIK выдало 174 задолжавшим журналистом по всей Турции помощь в размере более 730 тыс. лир ($275,000).

Вместе с тем, в адрес этого учреждения звучит много критики. В январе Nielsen, фирма, составляющая рейтинги СМИ, опубликовала отчет, в котором сравниваются объемы доходов от государственной рекламы, выделенные национальным газетам в 2014 году.

Это исследование показало, что газете Star, которая энергично поддерживает ПСР, было выделено в 120 раз больше государственной рекламы, чем оппозиционной ежедневной газете Sözcü, хотя тираж последней в три раза больше.

Оппозиционная ежедневная газета Zaman, связанная с движением Гюлена, получила в шестнадцать раз меньше доходов от рекламы, чем проправительственная Sabah, хотя ее официальный тираж втрое превышает тираж Sabah

Пинар Тюрендж, президент Совета по делам прессы – турецкого наблюдательного органа в сфере СМИ– сказала Р24, что величайшим противоречием BIK является предложенный этим учреждением Закон «Об этике прессы», который «вполне может быть инструментом для наказания оппозиционных газет». Она подчеркнула, что этот закон позволяет BIK запрещать газете размещать рекламу в течение максимум двух месяцев за одно данное правонарушение, однако зачастую срок действия этого запрета продлевается безо всяких на то оснований.

Обвинения в тесных связях между правящей в Турции Партией справедливости и развития (ПСР) и BIK по меньшей мере усилились в феврале, когда бывший президент BIK Мехмет Аталай ушел в отставку со своей должности, надеясь стать кандидатом на выборах от ПСР. Партия, однако, не выдвинула его на выборы.

На многочисленные просьбы Р24 об интервью для подготовки этой статьи BIK не ответило.

 
Беспрецедентный протест
 

Твердо решив выступить против ВІК в начале этого года, Yön Gazetesi обратилась к беспрецедентной форме протеста.

В январе газета начала заменять свои заголовки традиционными турецкими рецептами, давая читателям рекомендации о наилучшем способе приготовления «кебаба из губернатора» и десерта из шербета, который газета сатирически окрестила «пальцем депутата».

«Вначале люди не заметили, что мы делаем», - сказал Тундж. – «Но через полтора месяца читатели начали говорить о том, что с нами происходит». Такой протест принес успех, убедив группу местных бизнесменов выделить спонсорские средства на покрытие расходов газеты за март, апрель и май месяцы.

Журналист надеется извлечь такую же пользу из своей нынешней избирательной кампании. «Я солгал бы, если бы сказал, что буду голосовать за тебя на этих выборах», - сказал Тунджу один местный бизнесмен, приехав к нему в офис. – «Но могут быть и другие способы, которыми мы можем помочь».

Так везет лишь немногим местным журналистам. Журналист Реджеп Булутиз Кайсери, центрального города Анатолии, заявил, что столкнулся с бойкотом со стороны ВІК после открытия в 2011 году газеты Kayseri Yeni Haber.

«На данный момент мы просто пытаемся устоять на ногах», - сказал он о себе и семерых своих сотрудниках.

Бывший редактор крупнейшего местного телеканала Kayseri, Булут в последние годы яростно критикует местных чиновников ПСР и заявляет, что за последние 12 месяцев против него подано 28 судебных исков и ему пришлось выплатить тысячи лир по делам о клевете. «В результате в суд надо присутствовать  по меньшей мере пять дней в неделю», - сказал он Р24.

В 2014 г. онобнародовал информацию о государственной проверке ненадлежащей технологии строительных работ в полицейском управлении Кайсери. «Иск, поданный против меня, был отклонен практически сразу же», - вспоминает Булут, - «но сейчас, год спустя, дело фактически продолжается. Городские чиновники обращались в многочисленные суды, и я до сих пор вынужден ходить в суд раз в месяц. Как мне делать свою работу, когда я сталкиваюсь с десятками подобных дел?»

Как и YönGazetesi, KayseriYeniHaber пользуется помощью ряда частных сторонников. Этот канал финансирования, однако, ненадежен, «и если ситуация после выборов не изменится, не знаю, как мы будем работать дальше», - признается Булут.

Местные журналисты сталкиваются и с более явными формами цензуры.

Всего за неделю до прошлогодних муниципальных выборов полиция города Болу совершила налет на две оппозиционные газеты, которые часто нацеливали свою критику на Алаадина Йилмаза, мэра-кандидата от ПСР

На следующий день перед их редакциями протестовали местные жители, которых не смогло убедить заявление Йилмаза о том, что закрытие газет связано с нарушением порядка лицензирования.

Мехмет Демирчи, главный редактор закрытой ежедневной газеты BoluHavadis, считает, что выпущенный им в 2012 году репортаж о взяточнике-советнике мэра способствовал увольнению этого чиновника по обвинениям в коррупции в 2013 году. Он отмечает, что выиграл все десять судебных дел, возбужденных против его газеты за последние два года.

Тем не менее, сейчас, через год после полицейского рейда, газета Демирчи остается официально закрытой, а персонал сокращен с четырех сотрудников до одного. «Я веду интернет-издание из дома. Но очень-очень трудно просто поддерживать моральный дух или создавать такой контент», - сказал он Р24.

Другая закрытая городская газета, BoluGündem, вновь открылась в прошлом году, после шестимесячной судебной тяжбы, добавляет Демирчи.

 
Турция «заслуживает более локальной версии политики»


Вернувшись в Батман, Тундж усаживается в своем «избирательном штабе» - кафе недалеко от городского аэропорта. Сидя перед прилепленной к стене безвкусной моделью самолета из папье-маше, он утверждает, что местная цензура удерживает общественность от обсуждения вопросов, которые наиболее сильно влияют на нее.

За исключением мирного процесса, «многие национальные вопросы слишком абстрактны для населения Батмана, поэтому цензура в отношении этих вопросов не вызывает резонанса», - говорит он. – «Но здешние люди достаточно беспокоятся о местных проблемах для того, чтобы они помогли финансировать мою газету».

В Батмане есть масса местных бед для обсуждения, говорит Тундж. Хотя город и осчастливлен строительным бумом и двухлетним перемирием между Анкарой и курдскими повстанцами, он страдает от безработицы, по уровню которой он занимает третье место в стране.

В городе нет крупных промышленных предприятий, однако он входит в число промышленных центров Турции по низкому качеству воздуха. Жители говорят, что всему виной повсеместное использование угольных и дровяных нагревателей.

На сегодняшних выборах избиратели, вне всякого сомнения, отметут эти проблемы в сторону. Как и в двух последних избирательных кампаниях в Турции, эти выборы также послужат референдумом об амбициях президента Эрдогана, а для курдов – о состоянии зашедших в тупик переговоров с курдскими повстанцами.

Турция, однако, заслуживает более локальной версии политики, настаивает Тундж. С этим согласятся многие жители Турции.

На этой неделе стамбульцы массово вышли в социальные сети, протестуя против новой серии современных, уродливых кораблей, которыми начали заменять имеющие для города культовый статус босфорские паромы. Среди этого шума многие заметили, что эти паромы были предложены год назад, лишь для того, чтобы исчезнуть в водовороте национального цикла новостей.

«Люди считают, что им отказывают в праве знать и обсуждать местные проблемы», - говорит Тундж. – «Но сперва вы должны иметь некую форму масс-медиа, которая может сосредоточиться на них и не подвергнуться разрушению»

Это кажется особенно верным для загнанной в уголYönGazetesi, перед которой – растущие долги и перспектива будущих судебных исков. Если новоизбранные депутаты парламента от Батмана не обратят внимание на бедственное положение Тунджа, он подозревает, что в этом году закроет газету.

«Хотя кто его знает, возможно, я 8 июня окажусь в парламенте», - смеется он. – «Думаю, смог бы с этим справиться. Но когда дело касается журналистики, я чувствую, что на меня каждый день нападают. Не уверен, что смогу продолжать эту борьбу».

 
Статья подготовлена при поддержке Программы журналистских расследований «Объектив». Программа является частью проекта www.mymedia.org.ua, который реализуется при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Дании консорциумом  NIRAS и BBC Media Action. Содержание статьи не обязательно отражает взгляды правительства Дании, NIRAS и BBC Media

 

Копировать в буфер обмена
Подписаться на новости
Закрыть
Отписаться от новостей
Закрыть
Опрос
Закрыть
  • 1Какой стол вам нравится?*
  • 2На каком стуле вам удобнее сидеть?*
    На кресле
    На электрическом стуле
    На табуретке
  • 3Как вы провели лето? *