Статьи

Сопротивление информационным атакам из-за восточной границы затягивает. А осознание себя боевой единицей в информационной войне порождает сильнейший азарт.

Для журналистов, впервые оказавшихся на передовой – пусть и такой специфической – испытание серьезное. Причем испытание не столько талантов и профессиональных навыков, сколько морально-волевых качеств и профессиональной этики. Вполне актуальная на сегодняшний день дилемма: как, оставаясь журналистом (т.е. «рыцарем без страха и упрека»), помогать своей стране в информационной войне, где, как кажется, повсеместно царят ложь, вранье и провокации.

Пять месяцев открытой информационной войны (а если отсчет вести с событий на Грушевского, то больше полугода) привели к некоторым выводам, которые хорошо помогают соблюсти баланс между интересами журналиста и интересами гражданина и патриота.

Правду, правду и ничего, кроме правды. Совершенно очевидный с профессиональной точки зрения пункт, однако некоторыми коллегами «опускаемый» со ссылкой на тяжелое положение в стране. Понятно, что лжецам сейчас гораздо легче – как говорится, они не ограничены рамками правды, а потому вольны в своем творчестве. Но, возможно, самое ценное, что у нас есть в существующем противостоянии – это правда? Правда против миллиардных бюджетов, сил психологической войны, десятков телеканалов… (Как тут не вспомнить «У кого правда – тот и сильней»?)

Ложь и манипуляции хороши только в краткосрочной перспективе – чем больше проходит времени с начала конфликта, тем больше раскрывается обмана, тем сильнее теряют репутацию «промыватели мозгов», и тем выше ценятся люди и организации, чьи слова соответствуют реальному положению дел.

К тому же, надо помнить, что для персонажей вроде Дмитрия Киселёва дончане или луганчане – исключительно объект обработки. Через год, глядишь, ТВ-пропагандисты будут «окучивать» уже «русскоязычное население» восточной Беларуси или северного Казахстана. А нам и через год, и через два вместе с Донбассом жить, работать, склеивать страну – делать это на основе лжи не получится.

Вообще, уверен, агитация и пропаганда, построенная на «фейках» и перекручивании фактов, бьет в конце концов по своим – так как мешает адекватно оценивать ситуацию. Ну а к чему это приводит в условиях войны, объяснять не стоит. Многие неудачи Кремля и его союзников в Украине связаны именно с этим.

Лучшая защита – нападение. Можно это назвать нападением, можно – переводом игры на половину поля соперника… Так или иначе, пока это у нас получается плохо. Мы научились отлично справляться с информационными провокациями в отношении Украины и делаем это под аплодисменты всей страны. Но достаточно ли этого? Достаточно ли только успешно отбиваться? Иными словами: можем ли мы «дойти» до Москвы, не вылезая из своих информационных окопов в городах Украины?

Перенос акцентов с Украины на Россию не имеет никаких противоречий с журналистской этикой – если только мы не поедем в Петербург разбрасывать антиправительственные листовки. Во-первых, в соседней стране есть масса проблем, о которых можно и нужно говорить – и нам даже не придется для этого сгущать краски. Россия – это все-таки не только сторона в нашем конфликте. Во-вторых, никто не отменял международную журналистику, хоть сейчас она в Украине на крайне слабых позициях. Отличный повод начать интересоваться не только отечественными «юлями» и «витями», но и жизнью мирового сообщества – начать можно со «старшего брата».

Гуртом і батька легше бити. Журналист – безусловно существо, вокруг которого вращается Вселенная. Однако рядом с нами есть масса профессионалов своего дела. И для многих из них информационная война со всеми ее недостатками никак не расходится с этикой, более того – она есть их прямая профессиональная обязанность. Это чиновники, дипломаты, военные, возможно, представители некоторых бизнес-структур, общественные деятели, наконец, политики. Зачем переступать через свои принципы и при этом делать чужую работу? Найти себе таких союзников – а уж они сами разберутся, как использовать честный, объективный, правдивый журналистский материал во благо страны.

Анализируй это! «Нужный» эмоциональный фон в стране создают и без журналистов – в социальных сетях и на лавочках под подъездами. Там умело раскручивают и ура-патриотизм, и истерию, и милитаризм, и межнациональную вражду. Потому совершенно непонятно, зачем этим заниматься еще и журналистам.

Журналист же, в отличие от пользователей соцсетей и завсегдатаев лавочек, обладает (по крайней мере, должен обладать) способностью анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять… Делать это крайне полезно. Рядовым читателям – пища для размышлений, а не для эмоций (не будем забывать, как сильно «накручена» страна). Читателям высокопоставленным и читателям в погонах – дополнительная информация для работы, заботливо обработанная и структурированная нашими руками и мозгами.

И такой подход не должен вызывать излишнего скепсиса – работа журналиста очень во многом сходна с реальной работой разведки. Хотя бы в том, что последняя получает огромный массив информации из открытых источников. Ну и я не удивлюсь, если у некоторых украинских журналистов «высшего эшелона» источники информации будут покруче, чем у СБУ.

Говори, что думаешь. Думай, что говоришь. Новояз – мощное оружие. Особенно в коктейле с навешиванием ярлыков. Не прошло и пары дней – уже сам называешь некоего деятеля «народным губернатором», хотя факты и говорят, что ни народ, ни губернаторство тут ни при чем. Пара новостных сообщений – и сам говоришь о воюющих на востоке страны «сепаратистах», хотя процент собственно сепаратистов среди них вызывает вопросы… Фактчекинг (а в данном случае можно сказать «вордчекинг») особенно сейчас оказался важнейшим инструментом – не только из-за сути публикаций, но из-за психологического влияния терминов, цифр, фактов.

Новояз и ярлыки – это всегда чья-то программа, чья-то подготовка общественного мнения, чья-то «работа с информационным полем». Участвовать в этой работе – будь она «своя» или «чужая» - для журналиста нет никакого смысла.

Публикация подготовлена для сайта mymedia.org.ua, созданного в рамках проекта MYMEDIA при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Дании (Danida). Републикация материалов сайта всячески приветствуется, при условии размещения активной гиперссылки на ресурс mymedia.org.ua.

Комментарии

Републикация
Закрыть
Правила републикации материала
  • 1MYMEDIA приветствует использование, перепечатывание и распространение материалов, опубликованных на нашем сайте.
  • 2Обязательным условием использования материалов MYMEDIA является указание их авторства, ресурса mymedia.org.ua как первоисточника и размещение активной ссылки на оригинал материала на нашем сайте.
  • 3Если републикуется лишь часть материала, это обязательно указывается в тексте.
  • 4Не допускаются изменения содержания, имен или фактов, наведенных в материале, а также другие его трансформации, которые влекут за собой искажение смысла и замысла автора.
  • 5MYMEDIA оставляет за собой право в любое время отозвать разрешение на использование материала.

Сопротивление информационным атакам из-за восточной границы затягивает. А осознание себя боевой единицей в информационной войне порождает сильнейший азарт.

Для журналистов, впервые оказавшихся на передовой – пусть и такой специфической – испытание серьезное. Причем испытание не столько талантов и профессиональных навыков, сколько морально-волевых качеств и профессиональной этики. Вполне актуальная на сегодняшний день дилемма: как, оставаясь журналистом (т.е. «рыцарем без страха и упрека»), помогать своей стране в информационной войне, где, как кажется, повсеместно царят ложь, вранье и провокации.

Пять месяцев открытой информационной войны (а если отсчет вести с событий на Грушевского, то больше полугода) привели к некоторым выводам, которые хорошо помогают соблюсти баланс между интересами журналиста и интересами гражданина и патриота.

Правду, правду и ничего, кроме правды. Совершенно очевидный с профессиональной точки зрения пункт, однако некоторыми коллегами «опускаемый» со ссылкой на тяжелое положение в стране. Понятно, что лжецам сейчас гораздо легче – как говорится, они не ограничены рамками правды, а потому вольны в своем творчестве. Но, возможно, самое ценное, что у нас есть в существующем противостоянии – это правда? Правда против миллиардных бюджетов, сил психологической войны, десятков телеканалов… (Как тут не вспомнить «У кого правда – тот и сильней»?)

Ложь и манипуляции хороши только в краткосрочной перспективе – чем больше проходит времени с начала конфликта, тем больше раскрывается обмана, тем сильнее теряют репутацию «промыватели мозгов», и тем выше ценятся люди и организации, чьи слова соответствуют реальному положению дел.

К тому же, надо помнить, что для персонажей вроде Дмитрия Киселёва дончане или луганчане – исключительно объект обработки. Через год, глядишь, ТВ-пропагандисты будут «окучивать» уже «русскоязычное население» восточной Беларуси или северного Казахстана. А нам и через год, и через два вместе с Донбассом жить, работать, склеивать страну – делать это на основе лжи не получится.

Вообще, уверен, агитация и пропаганда, построенная на «фейках» и перекручивании фактов, бьет в конце концов по своим – так как мешает адекватно оценивать ситуацию. Ну а к чему это приводит в условиях войны, объяснять не стоит. Многие неудачи Кремля и его союзников в Украине связаны именно с этим.

Лучшая защита – нападение. Можно это назвать нападением, можно – переводом игры на половину поля соперника… Так или иначе, пока это у нас получается плохо. Мы научились отлично справляться с информационными провокациями в отношении Украины и делаем это под аплодисменты всей страны. Но достаточно ли этого? Достаточно ли только успешно отбиваться? Иными словами: можем ли мы «дойти» до Москвы, не вылезая из своих информационных окопов в городах Украины?

Перенос акцентов с Украины на Россию не имеет никаких противоречий с журналистской этикой – если только мы не поедем в Петербург разбрасывать антиправительственные листовки. Во-первых, в соседней стране есть масса проблем, о которых можно и нужно говорить – и нам даже не придется для этого сгущать краски. Россия – это все-таки не только сторона в нашем конфликте. Во-вторых, никто не отменял международную журналистику, хоть сейчас она в Украине на крайне слабых позициях. Отличный повод начать интересоваться не только отечественными «юлями» и «витями», но и жизнью мирового сообщества – начать можно со «старшего брата».

Гуртом і батька легше бити. Журналист – безусловно существо, вокруг которого вращается Вселенная. Однако рядом с нами есть масса профессионалов своего дела. И для многих из них информационная война со всеми ее недостатками никак не расходится с этикой, более того – она есть их прямая профессиональная обязанность. Это чиновники, дипломаты, военные, возможно, представители некоторых бизнес-структур, общественные деятели, наконец, политики. Зачем переступать через свои принципы и при этом делать чужую работу? Найти себе таких союзников – а уж они сами разберутся, как использовать честный, объективный, правдивый журналистский материал во благо страны.

Анализируй это! «Нужный» эмоциональный фон в стране создают и без журналистов – в социальных сетях и на лавочках под подъездами. Там умело раскручивают и ура-патриотизм, и истерию, и милитаризм, и межнациональную вражду. Потому совершенно непонятно, зачем этим заниматься еще и журналистам.

Журналист же, в отличие от пользователей соцсетей и завсегдатаев лавочек, обладает (по крайней мере, должен обладать) способностью анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять… Делать это крайне полезно. Рядовым читателям – пища для размышлений, а не для эмоций (не будем забывать, как сильно «накручена» страна). Читателям высокопоставленным и читателям в погонах – дополнительная информация для работы, заботливо обработанная и структурированная нашими руками и мозгами.

И такой подход не должен вызывать излишнего скепсиса – работа журналиста очень во многом сходна с реальной работой разведки. Хотя бы в том, что последняя получает огромный массив информации из открытых источников. Ну и я не удивлюсь, если у некоторых украинских журналистов «высшего эшелона» источники информации будут покруче, чем у СБУ.

Говори, что думаешь. Думай, что говоришь. Новояз – мощное оружие. Особенно в коктейле с навешиванием ярлыков. Не прошло и пары дней – уже сам называешь некоего деятеля «народным губернатором», хотя факты и говорят, что ни народ, ни губернаторство тут ни при чем. Пара новостных сообщений – и сам говоришь о воюющих на востоке страны «сепаратистах», хотя процент собственно сепаратистов среди них вызывает вопросы… Фактчекинг (а в данном случае можно сказать «вордчекинг») особенно сейчас оказался важнейшим инструментом – не только из-за сути публикаций, но из-за психологического влияния терминов, цифр, фактов.

Новояз и ярлыки – это всегда чья-то программа, чья-то подготовка общественного мнения, чья-то «работа с информационным полем». Участвовать в этой работе – будь она «своя» или «чужая» - для журналиста нет никакого смысла.

Публикация подготовлена для сайта mymedia.org.ua, созданного в рамках проекта MYMEDIA при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Дании (Danida). Републикация материалов сайта всячески приветствуется, при условии размещения активной гиперссылки на ресурс mymedia.org.ua.

Копировать в буфер обмена
Подписаться на новости
Закрыть
Отписаться от новостей
Закрыть
Опрос
Закрыть
  • 1Какой стол вам нравится?*
  • 2На каком стуле вам удобнее сидеть?*
    На кресле
    На электрическом стуле
    На табуретке
  • 3Как вы провели лето? *